|
|
N°208, 14 ноября 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Еще один поток
«Газпром» и Eni изучают трубу на Балканы
Вслед за «Голубым потоком» (уже действует) и «Северным» (проектируется) «Газпром» объявил о намерении построить еще один морской газопровод в Европу -- «Южный поток». Партнером в проекте согласилась стать итальянская Eni, которая помогла создать «Голубой поток» из России в Турцию по дну Черного моря и сейчас владеет 50% акций компании Blue Stream.
Новый коридор должен соединить российское побережье с Болгарией, откуда газ предполагается поставлять на итальянский рынок. Проект еще далек до стадии воплощения, но крайне важен для «Газпрома» с геополитической точки зрения. Этот коридор может обеспечить дополнительный спрос на газ в странах Южной Европы и снизить шансы реализации проектов, которые призваны доставить в ЕС газ в обход России (а именно коридоре Транскаспий--БТЭ--Nabucco).
О «южном газовом кольце» заговорили давно. Правда, сначала планировалось продление «Голубого потока» с территории Турции на Балканы. Еще два года назад, когда в Самсуне официально открывали первый газопровод по дну Черного моря, президент России Владимир Путин вместе с итальянским и турецким премьер-министрами Сильвио Берлускони и Реджепом Эрдоганом заявляли о перспективах развития проекта. «Газпром» же намекал на возможность строительства дополнительной нитки в Турцию, чтобы увеличить возможности для транзита российского газа в Европу.
«Голубой поток» состоит из двух ниток протяженностью около 400 км и мощностью 8 млрд кубометров в год каждая. На проектную мощность должен выйти в 2010 году и сделать Турцию вторым после Германии потребителем российского газа в дальнем зарубежье. Стоимость проекта 3,3 млрд долларов.
Однако переговоры с турецкими партнерами об условиях транспортировки газа по их территории зашли в тупик. По некоторым данным, в Анкаре претендовали на право реэкспорта части газа на европейские рынки, а не только на получение платы за транзит. Тем более что такие возможности она успела выторговать у Азербайджана. Как известно, с этого года Турция закупает газ у Азербайджана, причем цена там зафиксирована на уровне 120 долл. (хотя российский давно стоит около 250 долл.). Но поскольку обязательства перед Россией являются твердыми, турецкая компания Botas собирается перепродавать часть азербайджанского газа в Грецию (по 150 долл.). Правда, начало поставок постоянно откладывалось и теперь запланировано на середину ноября.
Также следует отметить, что Botas участвует в проекте Nabucco (газопровод через Болгарию, Румынию и Венгрию в Австрию). Планируется, что его мощность составит около 30 млрд кубометров, а стоимость превысит 5 млрд евро. Сейчас проект не имеет гарантий загрузки, так как Иран не может рассматриваться как реальный источник поставок. Поэтому Еврокомиссия, которая считает эту трубу чуть ли не краеугольным камнем своей энергобезопасности, пытается уговорить Туркменистан обеспечить поставки по Nabucco. Для этого предлагается построить Транскаспийский газопровод по дну Каспия, затем по существующей трубе Баку--Тбилиси--Эрзерум доставить сырье в Турцию и далее в Австрию.
В итоге «Газпром» и Eni турецкое направление отложили в сторону и подписали в конце июня меморандум по «Южному потоку», протяженность которого будет 900 км, а пропускная способность пока неизвестна.
Рассматривается несколько маршрутов укладки сухопутной части. Во-первых, через Грецию в Италию (в этом случае по крайней мере часть трубы можно было бы строить в едином коридоре с нефтяной веткой Бургас--Александруполис). Но тогда газ придет на не очень сельскохозяйственный юг Апеннин, то есть и спрос будет не так велик, учитывая, что газопровод Poseidon для транспортировки туда азербайджанского газа уже проектируется консорциумом греческой госкомпании DEPA и итальянской Edison, конкурента Eni. Во-вторых, через Сербию и Словению в промышленно развитые северные регионы Италии. Соответствующие меморандумы о взаимодействии уже подписаны и в Белграде, и в Любляне.
Впрочем, меморандум по «Южному потоку» стороны ни к чему не обязывает. Неясны ни срок строительства, ни объем поставок (хотя называлась цифра 30 млрд кубометров), поэтому в значительной мере его можно считать политической декларацией, которая, возможно, не скоро станет реальностью, а возможно, не будет ею никогда.
Алексей ГРИВАЧ