Даже не состоявшаяся толком забастовка на заводе «Форд-Моторс» в городе Всеволожск Ленинградской области может стать своего рода
катализатором забастовочного движения в регионе. В минувшую пятницу лидеры профсоюзного движения Северо-Запада рассказали журналистам, что обсуждают возможность
массовой стачки одновременно нескольких предприятий, представляющих различные отрасли экономики. Поддержать автомобилестроителей готовы железнодорожники, почтовики и работники топливного сектора. Одной из основных причиной нынешнего осеннего обострения забастовочного движения стало, по мнению лидеров профсоюзов, резкое повышение цен на продукты питания и другие товары. А отнюдь не предвыборная ситуация.
Напомним, что за последние несколько лет фактически
только профсоюзу завода «Форд-Моторс» во Всеволожске удалось добиться реальных результатов в борьбе с работодателем -- например, повышения заработной платы, пусть и не в том объеме, о котором говорили забастовщики. И только фордовских забастовщиков не преследуют потом администрация и судебные органы. «Российские работодатели привыкли к тому, что профсоюзы -- это придаток администрации, и когда этот придаток начинает бастовать, администрация возмущается, увольняет. Мы такого не допускаем», -- утверждает председатель профсоюза завода «Форд» Алексей Этманов. Правда, последняя забастовка, проводившаяся на «Форде» на минувшей неделе, продолжалась лишь около 12 часов, и была прекращена по требованию суда, признавшего ее незаконной. Организаторы стачки не соблюли некоторые формальности, в частности, слишком поздно поставили в известность администрацию предприятия. Профсоюзный комитет подчинился судебному решению, но не отменил забастовку, она перенесена на 20 ноября.
Однако успехи автомобилестроителей, похоже, воодушевляют и рабочих из других отраслей. На конец ноября назначил свою забастовку и Российский профсоюз локомотивных бригад железнодорожников (РПЛБЖ). Об этом заявил председатель профсоюза Виталий Желтяков. Как утверждает профсоюзный лидер, сама администрация ОАО «Российские железные дороги» и вынудила работников пойти на крайние меры. По его словам, железнодорожники уже в течение нескольких лет пытаются вести переговоры с администрацией об участии в работе над новым коллективным договором, о создании примирительной комиссии. Но администрация всячески затягивает переговорный процесс, провоцируя работников на крайние меры. «У нас те же проблемы, что и у других профсоюзов, -- пояснил г-н Желтяков. -- Мы так же устали ходить по судам. Еще 22 июля наш профсоюз выдвинул ряд требований к работодателю, но эти требования администрация сначала полностью проигнорировала, а когда мы заявили о начале коллективного трудового спора, пообещала сесть за стол переговоров. Но с тех пор дело не сдвинулось с места. Сегодня мы продолжаем подготовку к забастовке, у нас есть поддержка и согласие в разных регионах». Представитель железнодорожников пообещал также «проводить солидарные действия с бастующими других предприятий и профсоюзов».
О своем богатом опыте стачечной борьбы напомнили и члены профсоюза ГУП «Топливно-энергетический комплекс», проводившие свою первую забастовку еще в 1988 году, в Ленинграде, а в конце 90-х добившиеся с помощью протестных акций отставки генерального директора предприятия. «Во всем мире движение работников в защиту своих прав является нормой, только так можно создать гражданское общество, -- заявил глава этого профсоюза Леонид Гусев. -- А у нас забастовщиков называют экстремистами, объявляют чуть ли не врагами народа, натравливают на нас общество, заявляя, что мы просто с жиру бесимся. Да, водители грузовиков у нас получают по 20--25 тыс. руб. Но ведь это со всеми надбавками и сверхурочными! Наши требования о повышении заработной платы совершенно справедливы и экономически обоснованы».
Кроме машиностроителей и железнодорожников к стачке готов и профсоюз ФГУП «Почта России», хотя предыдущая забастовка дорого обошлась: трое членов профсоюза были уволены, четверо предупреждены. Но причины для недовольства -- отсутствие реальной защиты работников от произвола работодателей -- по-прежнему являются основными. На то же сетуют и пищевики. «Нас попросили выйти на работу в праздничные дни, -- рассказывает Борис Хомяк, председатель профсоюза ООО «Невские пороги». -- Администрация обещала оплатить эту работу в двойном размере, но в день зарплаты нам заявили -- «мы передумали!» При этом головные организации пишут в отчетах, что они в течение года повысили производительность труда на 100%, а заработная плата не повышается ни на копейку». Сейчас г-н Хомяк, призывавший к забастовке, уволен и ведет с администрацией судебную тяжбу. Примерно такая же ситуация сложилась и на заводах ООО «Пивоварня Хайнекен»: администрация под надуманным предлогом уволила лидера профсоюзов, который теперь судится с ней.
Дистанцируясь от предвыборной кампании, лидеры профсоюзов тем не менее не упускают возможности напомнить и депутатам о том, что пролетариат в XXI веке остается если не движущей, то массовой силой. А законодатели это игнорируют. «За последние годы законодательство в отношении профсоюзов резко ухудшилось», -- говорит защищающая права трудовых объединений юрист Рима Шарифуллина. По ее словам, практически каждая стачка сегодня может быть признана незаконной, а иски в судах профсоюзы часто проигрывают.