|
|
N°206, 12 ноября 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Судный день
На Азове и Черном море сигнал SOS подали более 20 кораблей
Серьезной экологической катастрофой для России и Украины грозят обернуться последствия шторма, который в ночь на воскресенье разыгрался на Азовском и Черном море. Шестибалльное волнение и ветер, достигавший 32 м/с, привели к тому, что в течение нескольких часов одно за другим затонули сразу пять судов. Среди них оказались два сухогруза с несколькими тоннами серы и танкер с мазутом -- из него в воды Керченского пролива вытекло около 1200 тонн топлива. Еще десять кораблей, в том числе грузинский, сирийский и турецкий, сели на мель. Для того чтобы избежать новых крушений, решением руководства оперативного штаба по ликвидации последствий аварии с рейда порта «Кавказ» вчера в открытое море были выведены 42 из 59 судов, находившихся в акватории. Оставшиеся семнадцать из-за сильного ветра так и не смогли уйти из опасной зоны.
Комментировать последствия разгулявшейся стихии, которая помимо всего унесла жизни двоих моряков (еще десять числятся пропавшими без вести), вчера не решались ни экологи, ни владельцы потерпевших аварии судов. По прогнозам синоптиков «Росгидрометцентра», во власти шторма российская и украинская стороны черноморского и азовского побережий будут оставаться еще сутки. Тем не менее Новороссийская транспортная прокуратура по факту разлива мазута уже возбудила уголовное дело по статье 252 УК РФ (загрязнение вод). В район катастрофы вылетели представители Южной транспортной прокуратуры, а также Минтранса, «Росморречфлота», «Ространснадзора» и Госморспасслужбы для ликвидации разлива мазута.
Самые большие проблемы ураганный ветер и крутые волны создали в Керченском проливе. Этот довольно узкий проход между Черным и Азовским морем буквально превратился в ловушку для нескольких теплоходов, потому что выбраться из него на открытую воду им так и не удалось. По данным Минтранса РФ, напора стихии не выдержал и подал сигнал SOS в 4.45 в воскресенье танкер «Волганефть-139» (принадлежащий ОАО «Волготанкер», порт приписки Астрахань), находившийся на якорной стоянке №401 близ российского порта «Кавказ». Вынесенное на гребень волны судно, на борту которого были 13 членов экипажа, а в трюмах 4777 тонн мазута, разломило пополам, в воду вылилось топливо из двух танков и горюче-смазочные материалы. Носовая часть танкера, удерживаемая якорями и цепями, осталась в порту, а находившиеся на корме члены экипажа сумели завести двигатель и, маневрируя, попытались самостоятельно бороться со стихией. В течение 12 часов кормовая часть судна с людьми на борту дрейфовала в северном направлении, в район косы Тузла. Все это время на море продолжался шторм, высота волн достигала 4--5 м, а скорость ветра превышала 25 м/с. Находящиеся поблизости российские и украинские спасательные суда и буксиры не могли оказать помощь терпящим бедствие морякам. Тем не менее вчера вечером руководитель управления МЧС России по Краснодарскому краю Александр Казликин, прибывший в порт «Кавказ» и возглавивший оперативный штаб по ликвидации последствий шторма, говорил, что жизни членов экипажа танкера ничто не угрожает, так как корма судна надежно зацепилась за грунт, и моряков снимут с нее, как только позволит погода.
Следующей жертвой стихии стал сухогруз «Вольногорск». Теплоход затонул в 10.25. На борту судна находилось более двух тонн серы. Но утечки, по данным оперативного штаба, не произошло, так как груз был загерметизирован. Все девять членов экипажа сумели перебраться на спасательный плот. Несколько часов моряки провели на плоту в штормовом море, затем плот прибило к отмели, люди были подняты на борт корабля МЧС и доставлены на берег.
Около 13.00 стало известно о третьем судне, терпящем бедствие в том же районе, -- сухогрузе «Нахичевань», также груженном серой. Сначала судно только притонуло, но ближе к вечеру скрылось под водой. Его экипаж составляли 11 человек. Вечером вчерашнего дня было известно, что из этих 11 моряков были спасены только трое. Поиски остальных продолжали три российских спасательных корабля и два украинских. Предполагалось, что морякам «Нахичевани» все-таки удалось перебраться на надувной плот, и они дрейфовали где-то в проливе.
Четвертым российским судном, затонувшим в порте «Кавказ», стал сухогруз «Кромвель». Он начал уходить под воду после того, как получил пробоину, наткнувшись на «Вольногорск». Экипаж «Кромвеля» эвакуировали буксиры.
Ближе к полудню воскресенья сигналы бедствия и сообщения о проблемах стали поступать с судов одно за другим: у одного из-за ударов мощных волн разорвало обшивку корпуса, у другого смыло за борт груз, у третьего заглох двигатель, четвертый сел на мель. В итоге в Керченском порту, по данным Южного регионального центра МЧС, вчера к вечеру были зафиксированы повреждения на семи судах.
Пострадали вчера и суда, находившиеся в украинской береговой полосе. В районе Севастополя в ночь на воскресенье затонул российский сухогруз, шедший из украинского порта Мариуполь в турецкий Стамбул с грузом металла. Спасены были 13 моряков, а всего на его борту находились 16 человек. Двое погибли, одного унесло в море, и он числится пропавшим без вести. В районе бухты Капсель (Судак) вынесло на мель украинское судно «Вера Волошина», на борту которого находится 18 членов экипажа. Судно с грузом сельхозтехники следовало из Румынии в Новороссийск. Все члены его экипажа остались живы.
Как заявил вчера журналистам капитан порта «Кавказ» Андрей Иовлев, о приближающемся шторме все суда были предупреждены заранее. Первое предупреждение было разослано еще в минувшую пятницу, второе -- в субботу. По его словам, капитаны, серьезно отнесшиеся к предупреждениям, успели вывести свои сухогрузы и танкеры в открытое море, и с ними ничего не произошло.
Аналогичная ситуация вчера складывалась и в районе порта Новороссийск: практически все суда, получившие штормовое предупреждение, покинули Цемесскую бухту, и ЧП вчера происходили только с теми, кто замешкался. Так, в районе поселка Кабардинка, недалеко от Новороссийска, на берег был выброшен турецкий сухогруз «Зиакоч», который по непонятным причинам оставался на якорной стоянке. А у мыса Дооб на входе в Цемесскую бухту на мель сел грузинский теплоход. Его капитан передал в порт сообщение о том, что у его судна вышел из строя двигатель.
Ситуация осложнялась тем, что вертолеты спасателей, готовые к вылету, из-за сильного ветра не могли барражировать в районе ЧП. Погодные условия не позволяли вчера также приступить к работам по ликвидации разлива нефтяного пятна или хотя бы выяснить, куда оно движется.
По прогнозам синоптиков «Росгидрометцентра», шторм на Черном и Азовском морях должен был стать слабее уже вчерашней ночью, но полностью он утихнет только к 14 ноября. Только тогда, говорят эксперты, можно будет оценить масштаб бедствия как в экономическом, так и в экологическом плане. Пока на Черноморском флоте объявлена «повышенная готовность» в любой момент прийти на помощь терпящим бедствие судам. Также стало известно, что паромная переправа через Керченский пролив полностью прервана.
Игорь ГЛАНИН, Краснодарский край