Сегодня получит продолжение внутриполитический скандал в Грузии, который привлек внимание всего мирового сообщества и негативно отразился на отношениях Москвы и Тбилиси. В парламенте намечены консультации между властями и оппозицией, телекомпания «Имеди» подаст иск по поводу разгромленной аппаратуры, а объявленные персонами нон-грата российские дипломаты -- чрезвычайный и полномочный посланник Иван Волынкин, советник Павел Соломатин и третий секретарь посольства Александр Куренков -- покинут Грузию.
Патриарх Илья Второй в субботу благословил переговоры, после чего к председателю парламента Нино Бурджанадзе пришли представители объединенной оппозиции -- лидер республиканцев Давид Усупашвили, депутат-консерватор Каха Кукава и экс-министр иностранных дел Саломэ Зурабишвили. Последняя во время обмена рукопожатиями со спикером специально сказала операторам и фотографам: «Снимайте, снимайте». Между двумя дамами давно не складываются политические взаимоотношения, но сейчас личные амбиции решено отставить в сторону. Потом переговоры закрыли для прессы, а по их завершении стороны заявили, что уже в понедельник начнется детальное обсуждение компромиссных вариантов.
Оппозиция намерена хорошо подготовиться
к досрочным выборам президента 5 января. И для этого настаивает на отмене режима чрезвычайного положения (которое президент Михаил Саакашвили ввел 7 ноября на 15 суток) и прекращении преследования своих представителей.
Особенно актуально это для олигарха Аркадия (Бадри) Патаркацишвили, который вчера уже объявил о решении баллотироваться. В его заявлении говорится: «Я приму участие в выборах под лозунгом «Грузия без Саакашвили означает -- Грузия без террора». В случае моего избрания президентом даю гарантию, что незамедлительно выступлю с инициативой о проведении референдума относительно замены президентской формы правления на парламентскую». 52-летний бизнесмен курсирует сейчас между Лондоном и Тель-Авивом. Генпрокуратура Грузии подозревает олигарха, пообещавшего не пожалеть финансов для освобождения Грузии от «фашистского режима» 39-летнего Саакашвили, в подготовке государственного переворота и попытке насильственного свержения власти. Ему грозят от 5 до 8 лет лишения свободы. Если Патаркацишвили в ближайшие дни не явится в Генпрокуратуру, его объявят в розыск через Интерпол.
В Центризбиркоме Грузии на вопрос «Времени новостей» о том, может ли Патаркацишвили в таких условиях баллотироваться в президенты, попросили подождать с комментариями до официального объявления даты выборов. Чтобы провести их 5 января, Михаил Саакашвили за 45 суток до этого, то есть не позднее 22 ноября, должен заявить об отставке. Обязанности президента будет выполнять Нино Бурджанадзе, которая четыре года назад уже была и.о. президента после досрочной отставки Эдуарда Шеварднадзе.
Объединенная оппозиция уверяла, что не намерена выдвигать кандидатом Патаркацишвили. Более того, как сказал «Времени новостей» депутат-республиканец Ивлиан Хаиндрава, до отмены режима ЧП объединенная оппозиция вряд ли назовет своего избранника, чтобы власти его не дискредитировали. Кроме того, пока новости выходят только на Общественном телевидении, невозможно вести предвыборную кампанию. По мнению г-на Хаиндравы, «расклад таков, что вполне возможен второй тур выборов, и в случае победы оппозиция переведет страну на формат парламентской республики». В этом ее взгляды совпадают с позицией Патаркацишвили. Оппозиция также сосредоточится на плебисците по срокам парламентских выборов, который пройдет параллельно с выборами президентскими. «Думаю, высоки шансы провести парламентские выборы в апреле», -- сказал парламентарий-республиканец. Официальный Тбилиси полагает, что выборы парламента лучше отложить на конец 2008 года.
В свою очередь оппозиционные политики, не входившие в Объединенный совет, не стали дожидаться отмены чрезвычайного положения и наряду с г-ном Патаркацишвили заявили о своем желании участвовать в президентских выборах. Это, в частности, лидер фракции «Новых правых» 43-летний Давид Гамкрелидзе и его ровесник, бывший советник Саакашвили по экономике, руководитель Партии будущего Георгий Маисашвили.
В любом случае для оппозиции очень важно возобновление вещания телекомпании «Имеди», разгромленной спецназом 7 ноября. В интервью газете «Резонанси» гендиректор компании Бидзина Бараташвили сообщил, что «уничтожено до 90% аппаратуры для вещания, растаптывали не только архив, но и кассеты с мультфильмами. Ворвались даже в столовую и уносили еду, складывали в пакеты котлеты и пюре». Несмотря на это, он пообещал, что, вернувшись в эфир, «Имеди» продолжит вещать «только правду».
Ограничения на работу СМИ подвергаются критике и со стороны международного сообщества, продолжающего направлять в Тбилиси своих эмиссаров. «Реакция Запада была катастрофической для имиджа Михаила Саакашвили как демократа», -- считает Ивлиан Хаиндрава. Представитель Парламентской ассамблеи Совета Европы Матиас Йорш заявил в Тбилиси: «Когда мы узнали, что в Грузии объявлено чрезвычайное положение, это вызвало у нас шок. События в Грузии ощутимо повредили ей как лидеру демократических реформ. Разгон митингующих и прекращение вещания телеканалов -- это факты, абсолютно неприемлемые в демократической системе. Выборы 5 января должны стать примером соблюдения стандартов избирательного процесса. В противном случае доверие к Грузии будет поколеблено. На весах имидж Грузии».
Михаил Саакашвили старается держать удар мирового сообщества. Он пообещал отменить чрезвычайное положение «очень скоро»: как только увидит, «что страна восстанавливает стабильность». Но это, по его словам, «произойдет не по чьей-то указке». «Я несу ответственность не перед министром иностранных дел какой-то страны, а перед Грузией через тысячу лет». Однако, по мнению экспертов, власти в этом случае лукавят, так как после «революции роз» 2003 года они весьма трепетно относились ко всему, что о них говорят и пишут на Западе.
На комментарии российских СМИ грузинские власти также обращают внимание. Газета «Версия» опубликовала подборку статей ведущих московских газет (в том числе «Времени новостей») о последних событиях в Грузии. Россия категорически отвергает свою причастность и заявляет о невмешательстве. А российские военные раньше времени завершают свое присутствие в Грузии. Последний этап вывода российских военных баз планировался на 2008 год. Однако командующий Северо-Кавказским военным округом генерал армии Александр Баранов заявил, что уже «до 1 декабря в Грузии не останется ни одного российского солдата, ни одного килограмма материальных средств».