Вчера вечером в Москву с официальным рабочим визитом прибыла министр иностранных дел Швейцарии Мишлин Кальми-Ре
(на снимке), исполняющая в этом году обязанности президента конфедерации. Ее поездка проходит в рамках ежегодных обменов визитами глав внешнеполитических ведомств, и основное место в повестке дня займут переговоры с уже знакомым ей Сергеем Лавровым. Однако на сей раз, поскольку г-жа Кальми-Ре является формальным главой государства, особенностью визита станет ее встреча с президентом Владимиром Путиным.
Г-жа президент прибыла в Москву спустя несколько часов после того, как федеральный
суд Швейцарии решил судьбу 51-летнего россиянина Виталия Калоева, осужденного за убийство авиадиспетчера швейцарской компании «Скайгайд». Результатом открытых слушаний в Лозанне стал вердикт об освобождении россиянина, что может произойти в ближайшие дни. Судебные власти в Швейцарии, конечно, полностью независимы от исполнительной. Однако решение суда в Лозанне стало неплохим подарком для российского визита Мишлин Кальми-Ре. И на переговорах в Москве наверняка не обойдется без упоминания о трагической истории с россиянином Виталием Калоевым.
62-летняя Мишлин Кальми-Ре уже пять лет возглавляет внешнеполитическое ведомство Швейцарии, а в текущем году в порядке очередности членов правительства заняла пост президента конфедерации. Ее назначение на пост министра иностранных дел в 2003 году выглядело естественно, поскольку еще в молодости она защитила диплом по политологии в знаменитой женевской Высшей школе международных исследований.
Популярность в стране Кальми-Ре принесли ее политическая активность в рядах Женевской социалистической партии (она дважды возглавляла ее в 1980--1990-х годах) и популистская социальная политика, которую она проводила в Большом совете (парламенте) кантона Женева. Там она руководила комиссией по финансовым делам и занимала посты председателя совета и главы правительства кантона. И еще эта пассионария, обладающая неисчерпаемой энергией, успевает уделять внимание семье. У нее с мужем Андре Кальми двое детей и трое внуков.
На дипломатическом поприще Мишлин Кальми-Ре ратует за сближение Швейцарии с Евросоюзом и в конечном итоге вступление в него. Эта ее позиция вызывает критику оппонентов. После острой политической борьбы правительство приняло решение следовать путем двусторонних соглашений, отложив вступление в Единую Европу «до греческих календ».
Г-жа Кальми-Ре выступала и с инициативами в области ближневосточного урегулирования. Но и тут пока успехов ей достичь не удалось. Лишь одна ее международная инициатива оказалась результативной. Мишлин Кальми-Ре была первой среди государственных деятелей в мире, кто официально выдвинул идею независимости Косово, это стало сигналом к началу кампании на Западе за отделение этого края от Сербии. Конек г-жи Кальми-Ре -- правозащитная тематика, и она не упускает случая выступать с критикой нарушений прав человека, где бы они ни происходили. На переговорах с российскими представителями она неизбежно поднимет правозащитную тему.
Что касается экономического сотрудничества, то, как не раз приходилось слышать автору «Времени новостей» от российских дипломатов в Швейцарии, здесь наблюдается «очень позитивное и динамичное развитие». Российские дипломаты отмечают, что между нашими странами «нет острых болевых проблем, которые бы омрачали» отношения. Успешно развиваются и торгово-экономические связи (товарооборот в 2006 году превысил 13,4 млрд долл.), хотя российский экспорт пока носит в основном сырьевой характер. В России успешно укоренились такие швейцарские гиганты, как «Нестле», «Сингента», активно работают швейцарские банки. Швейцария по объему инвестиций в России входит в первую десятку стран, но сейчас она, увы, далека от того второго места, которое занимала в середине 1990-х годов при благоприятной политической конъюнктуре.
Впрочем, есть и недоразумения. Так, стоило российскому бизнесмену Виктору Вексельбергу попытаться приобрести известное в области высоких технологий крупное швейцарское предприятие «Зульцер», как в Швейцарии россиянина обвинили в рейдерском захвате пакета акций, и федеральная комиссия по делам банков в настоящее время ведет расследование, каким путем скупались акции компании.
Российским инвесторам вообще с большим трудом удается пробиваться на швейцарский рынок. Деловые связи регулярно обсуждаются на всякого рода советах по сотрудничеству, проходящих с большой помпой и взаимными объятиями. Но за улыбками и внешней доброжелательностью подчас скрывается устойчивое убеждение, что русские деньги непременно «грязные», и дальше красивых деклараций дело продвигается туго. Функционируют несколько совместных предприятий, прежде всего в часовом деле и прецизионных (высокоточных) технологиях, но объем их деятельности невелик. Так что еще одной темой переговоров в Москве станет вопрос о том, как поднять экономическое сотрудничество на новый уровень.