Гражданское общество в России нельзя назвать законопослушным -- такой вывод следует из вчерашнего выступления главы управления Федеральной регистрационной службы по Москве Ивана Кондрата. «Три четверти некоммерческих организаций не выполнили требования закона», -- заявил г-н Кондрат журналистам. Как сообщают представители «Росрегистрации», лишь 25% НКО выполнили постановление правительства РФ от 15 апреля 2006 года,
предписывающее сдавать в региональные управления ФРС отчеты о своей деятельности. «Чаще всего причина отсутствия отчетов объясняется тем, что НКО не ведет никакой работы, то есть фактически прекратила свою деятельность», -- пояснил Иван Кондрат.
По словам главы столичного управления ФРС, с апреля прошлого года, т.е. с начала действия новой редакции федерального закона «Об общественных объединениях», московские НКО подали более 13 тыс. заявок о регистрации или перерегистрации. Но, как заметил г-н Кондрат, в регистрационный реестр было внесено лишь около половины -- 6624 некоммерческие организации. Каждой десятой организации было отказано «в связи с противоречием учредительных документов требованиям действующего законодательства и ненадлежащим их оформлением». Общественники, по мнению чиновников «Росрегистрации», проявляют удивительную несознательность. «Несмотря на проводимую разъяснительную и консультационную работу, представители некоторых НКО сдают документы на регистрацию без устранения ранее отмеченных недочетов», -- посетовал г-н Кондрат.
Кроме того, по результатам проверок, проведенных за истекшие полтора года, столичное управление «Росрегистрации» выдало некоммерческим структурам более двух сотен «желтых и красных карточек» -- предупреждений, влекущих за собой различные санкции, от штрафа в 5 тыс. руб. до прекращения деятельности НКО в судебном порядке. За те же 1,5 года ревизоры из отдела по контролю за деятельностью ФРС провели 61 проверку, «в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества». Ревизия возымела действие: составлено 70 протоколов об административных правонарушениях.
«Большинство предупреждений связано с неисполнением требований закона "Об общественных объединениях" и неправомерным использованием в печатях некоммерческих организаций герба РФ, а также нарушением порядка приема в члены некоммерческих организаций», -- пояснил г-н Кондрат. Санкции следуют и за фамильярное обращение со словом «Россия» и производными от него -- напомним, что по действующему законодательству «российской» организация может стать только с согласия правительства РФ и при условии уплаты налогового сбора. Тем не менее были «зафиксированы случаи, когда в названиях некоммерческих организаций произвольно использовались слова "Россия", "Российская Федерация" и «федеральный». Г-н Кондрат подчеркнул, что после первого предупреждения «Росрегистрация» позволяет исправить прегрешения в течение месяца.
Начальник московского управления ФРС заметил, что НКО далеко не всегда согласны с позицией регистрационного ведомства и в ряде случаев пытались оспорить его решения в арбитражных судах. Но особого результата это не принесло: «Ни одно из наших решений не было признано судом незаконным». Из 23 поданных некоммерческими организациями исков 19 были отклонены, по трем делам «прекращено производство в связи с неподведомственностью арбитражным судам споров о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций», одно дело «находится в стадии судебного рассмотрения». Со своей стороны столичная «Росрегистрация» направила в московские суды более 177 заявлений о ликвидации НКО, неоднократно уличенных в нарушении законодательства.
«Цифры, приведенные главой московского управления ФРС, нельзя назвать огорчающими: все-таки из 13 тыс. организаций, подавших заявки, большинство зарегистрировано», -- прокомментировала обнародованную г-ном Кондратом статистику секретарь Союза комитетов солдатских матерей Валентина Мельникова. По мнению главы правозащитной организации, чуть не подвергшейся закрытию после принятия нового закона об НКО, ситуация в Москве далеко не самая плачевная. «В конце концов в регистрации было отказано каждой десятой организации, а не десяткам тысяч, -- заметила в беседе с «Временем новостей» г-жа Мельникова. -- Действительно, существуют и «мертвые души», которые могут быть ликвидированы, и, возможно, какие-то НКО неправильно оформили документы, поданные ими в ФРС».