Гражданское судостроение в России не будет отнесено к сферам,
закрытым для иностранного капитала. Причем такая открытость будет прописана в законе об иностранных инвестициях, который нынешняя Дума, очевидно, уже не успеет принять до истечения своих полномочий. Такое послабление станет возможным потому, что отечественное судостроение всерьез и надолго отстало от мирового уровня. В чем вынужденно признался министр промышленности и энергетики Виктор Христенко, представлявший вчера на заседании правительства Федеральную целевую программу развития гражданской морской техники на 2009--2016 годы. «Портфели на мировых верфях до 2012 года уже сформированы. Все заказы сделаны. И в этот поезд (слово "поезд" особенно красиво звучало применительно к строительству кораблей. --
Ред.) уже не вскочить. Поэтому отобрать заказы нереально», -- заявил он.
Догнать конкурентов в отдельно взятых секторах судостроения г-н Христенко обещает к 2015 году. Для чего, собственно, и разработана ФЦП, и на что планируется потратить 140 млрд руб., из которых 93 млрд -- бюджетных. «Наша ниша, -- считает министр, -- сложные суда». Высокоинтеллектуальные. В первую очередь ставка делается на строительство платформ для покорения континентального шельфа. По словам министра, к 2015 году их планируется произвести 30--35 единиц. Количество вроде бы небольшое, но совокупная стоимость таких платформ превысит 20 млрд долл. И здесь россиянам придется ориентироваться на иностранных партнеров в плане покупки лицензий на новые технологии и даже предлагать им долевое участие.
Как пояснил источник в Минпромэнерго, говоря о принципах развития отечественного судостроения, «у нас жестких ограничений на участие иностранцев не будет, не то что в авиации». Однако некоторые предварительные условия в привлечении иностранного капитала для строительства гражданских судов правительство все-таки обозначило. Г-н Христенко пояснил: «Чтобы максимально попасть в удовлетворение спроса, мы предполагаем привлекать партнеров, уже завоевавших место на рынке, но только с переносом сюда их передовых технологий».
Злые языки говорят, что очереди иностранных компаний, желающих проникнуть в отечественное гражданское судостроение, нет. Однако некоторые крупные компании, такие как международная судостроительная группа «Акер Финн Ярдс», интересуются, ожидая законодательного определения "правил игры".
Амбициозность федеральной целевой программы, представленной вчера правительству г-ном Христенко, наглядно показывает одна цифра: к 2015 году Россия планирует завоевать 2% мирового рынка гражданского судостроения (что эквивалентно 2 млрд долл. годового экспорта). Сам министр промышленности и энергетики так обозначил цели программы: «Весь комплекс мер позволит за эти годы увеличить объем производства в 2,2--2,5 раза, в три раза производительность труда, снизить трудоемкость и сроки, поднять судостроение на уровень передовых стран».
Премьер-министр Виктор Зубков посоветовал министру «активнее подключать к процессу институты развития, прежде всего ВЭБ». А также «четко определить место частного бизнеса». Г-н Христенко сообщил, что ВЭБ будет присутствовать при отборе проектов. Г-н Зубков решил прямо на заседании кабинета напутствовать перед отправкой в «свободное плавание» главу ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» Юрия Ярова: мол, приступайте, как вы это умеете, без раскачки. И чтобы все было по-рыночному, и чтобы шли нога в ногу с государством, а не вслед за ним, как это часто бывает.
Из преференций данная ФЦП получит «обнуление» пошлин на ввоз комплектующих для строительства судов и, вероятно, некое изменение структуры финансирования, чтобы исправить дисбаланс -- наше производство гражданских кораблей пока стоит на 20--25% дороже западного.