Следственное управление УВД Северо-Восточного округа столицы возбудило очередное уголовное дело о мошенничестве с жильем.
На фоне последних скандалов с обманутыми дольщиками (гражданами, которые, заплатив деньги за квартиры в новостройках, так и не смогли их получить), счет которым по стране уже идет на сотни и тысячи, масштабы этого расследование весьма скромные. Речь идет о хищении всего десяти квартир. Однако по скандальности это дело другим ничем не уступит, поскольку квартиры эти расположены в непростом доме --
значительную часть его жильцов составляют ближайшие родственники руководителей самой мэрии, префектур, ГУВД столицы и т.д. К тому же в самом деле также фигурирует ряд столичных чиновников.
В основу этого уголовного дела легла история распределения квартир в 27-этажном доме по адресу: Староватутинский проезд, 17. Изначально он строился для обычных очередников, ожидающих годами получения муниципального жилья, но потом благодаря влиятельным жильцам дом попал в разряд элитных. Согласно материалам следствия, еще в 1994 году очередникам Северо-Восточного административного округа (СВАО) Москвы было предложено получить квартиры в рамках государственной целевой программы «Жилище». Ее суть заключалась в том, что нуждающиеся в улучшении жилищных условий граждане могли получить новые квартиры вне очереди, но с условием частичного финансирования работ. Предполагалось, что граждане построят дом за свои деньги, то есть получат квартиры по себестоимости, а власти со своей стороны обязуются предоставить для строительства участок, инвестора, а впоследствии вернуть новоселам 70% затраченных средств.
В результате 75 очередников округа согласились, организовав жилищно-строительный кооператив (ЖСК) «Гама». Префектура выделила участок земли по адресу: Староватутинский проезд, 17. Также между префектурой и ЖСК был подписан договор о совместной деятельности по привлечению инвестора на условиях финансирования 70% фактической стоимости строительства для очередников (остальные 30% люди должны были заплатить из собственных средств), за что инвестору после завершения строительства полагалось передать 45 % квартир. Вскоре чиновниками инвестор был подобран -- до этого малоизвестная фирма ТОО «ЭХПО «Вель». Она также заключила контракт с пайщиками и приступила к строительству.
В конце 1997 года дом был сдан в эксплуатацию, всем очередникам выдали ордера, люди стали прописываться в свои квартиры и ждать оговоренных дотаций. Время шло, а денег все не было, люди заволновались и обратились за разъяснениями к коммерсантам и чиновникам. «Они сначала лишь отводили глаза в сторону, а затем показали якобы наш контракт, по которому доля «Веля» в доме существенно увеличивалась, -- рассказывала одна из пострадавших, Марина Овчинникова. -- По этому документу, который раньше никто не видел, получилось, что фирме отходят все нежилые помещения в доме, а главное, ни о каких субсидиях речи уже вообще не шло. Более того, получилось, что уже мы сами оказались им вроде как еще и должны около 2 млн долл. Стали разбираться, выяснилось, что инвестиционный контракт подделан и условия его существенно изменены, естественно, не в нашу пользу».
Пайщики обратились в арбитражный суд с требованием признать недействительным подложный контракт, написали заявления в милицию и прокуратуру, но справедливости тогда добиться им не удалось. «По ряду обстоятельств мы можем говорить, что в деле не обошлось без покровителей коммерсантов во властных структурах, благодаря чему дело не возбуждалось в течение почти десяти лет», -- рассказал адвокат потерпевших, председатель правления общественной организации «Справедливость» Андрей Столбунов.
В марте 1999 года уже сама фирма «Вель» подала в арбитражный суд иск с требованием взыскать с ЖСК «Гама» почти 1,2 млн долл. долга по поддельному контракту. Их иск был удовлетворен, и в обеспечение долга им перешло семь квартир, предназначавшихся очередникам.
Пайщики, естественно, начали возмущаться, но тогда некие «доброжелатели» начали предупреждать их о негативных последствиях для них и их близких в том случае, если они не успокоятся. Угомонились очередники после того, как одна из их «активисток» Овчинникова действительно попала в тюрьму. «По сфабрикованному обвинению ее приговорили к девяти годам колонии, -- сообщил адвокат Столбунов. -- Ее обвинили в вымогательстве денег у приятельницы, которой она дала в долг, и в хищении 533 тыс. руб., которые предназначались для проектных работ по дому. В фигурирующих в деле финансовых документах ее подписей либо вообще не было, либо они были подделаны, но судья не обратил на это внимание. Кроме того, ее еще хотели обвинить в том, что она готовила покушение на судью Бабушкинского суда Нину Мишину. Но последняя вскоре сама оказалась на скамье подсудимых за аферы с квартирами». Затем у пайщиков отняли их квартиры, где были прописаны они и их несовершеннолетние дети.
О том, каким образом проворачивалась эта афера и с участием каких лиц, сейчас правоохранительные органы выясняют отдельно. «Я восемь лет собирала материалы, писала, ждала и верила, что нам удастся возбудить уголовное дело против участников этой аферы, в результате которой не только пострадали очередники, но и были скомпрометированы правоохранительные органы и власть», -- заявила г-жа Овчинникова. В следственном управлении УВД СВАО «Времени новостей» подтвердили информацию о возбуждении дела по факту махинаций с квартирами очередников, отметив, что в связи с существующей угрозой жизни некоторым потерпевшим решается вопрос о предоставлении им охраны. Однако о деталях дела в УВД говорить отказались, сославшись на тайну следствия и статус подозреваемых.
Руководитель «Веля» Нина Милюкова в свою очередь ситуацию прокомментировала кратко: «Никакого хищения квартир не было, равно как и уголовного дела. Вас ввели в заблуждение. Это все инсинуации».