Время новостей
     N°204, 08 ноября 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.11.2007
Сила плюс
США хотят усилить влияние на мир и не знают, как быть с Россией
«Более умная, более безопасная Америка» -- так называется доклад, представленный 6 ноября в американском конгрессе бывшим первым заместителем госсекретаря Ричардом Армитиджем и бывшим заместителем министра обороны Джозефом Наем. Оба автора теперь представляют интересы независимого Центра стратегических и международных исследований (CSIS). В документе из 89 страниц, где подробно описываются текущие позиции США в мире и даются рекомендации, «как Америке стать еще сильнее», России посвящено несколько важных абзацев.

Глава под названием «Россия» проиллюстрирована изображением металлической трубы (явно газовой или нефтяной) большого диаметра. И тут же идет фраза: «Утопая в нефтедолларах, Россия вновь пытается заявить о своих интересах, вызывая тем самым трения с Европой и Соединенными Штатами». Изображений и графиков в докладе считанные единицы, но Россию в отличие от всей Европы и Азии, как видим, не обделили. Глава о России помещена в раздел, где даются оценки сотрудничества Штатов с различными регионами мира, причем авторы выделили восемь: помимо России это Европа, американский континент, Африка, Средний Восток, Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Северо-Восточная Азия.

Говоря о России как о геополитическом игроке, сравнимом по значимости с упомянутыми регионами, Армитидж и Най выражают мнение, что «американо-российские отношения сейчас прохладнее, чем они были когда-либо со времен окончания «холодной войны». С этим согласны и многие российские эксперты. В частности, заместитель директора Института США и Канады РАН Виктор Кременюк заметил вчера «Времени новостей»: «Россия сейчас чувствует себя вполне уверенно, чтобы заявлять о своих интересах. А отношения действительно стали прохладнее».

В качестве причины охлаждения отношений с Россией авторы доклада называют два фактора, но ни один из них не относится к самим США. Первый -- это негативное по отношению к США общественное мнение в России: «Большинство россиян воспринимают сегодня американские инициативы и помощь как часть тайного плана по подрыву возрождения России. Исторически отрицательные эмоции по отношению к Соединенным Штатам вновь вышли наружу в конце 1990-х, вместе с обвалом рубля и в связи с использованием силовых мер в Косово (речь о натовских бомбардировках Югославии в 1999 году. -- Ред.)».

Вспомнили политологи и про резкую речь президента Владимира Путина в Мюнхене в феврале этого года. По их мнению, речь показала, сколь распространены в России представления о том, что «усилия США по расширению НАТО, созданию системы противоракетной обороны (ПРО) и распространению демократии посредством «цветных революций» -- это часть более широкой политики, нацеленной против России». «Даже неспособность США отменить поправку Джексона--Вэника 1974 года расценивается как попытка затормозить российскую экономику», -- сетуют американцы.

Другой фактор, считают Армитидж и Най, -- это использование российским президентом общественного мнения в своих целях: «Путин сыграл на этих настроениях, чтобы обострить национальные чувства и усилить свое авторитарное правление». При этом «союзники США в России изолированы», «они чувствуют себя покинутыми Америкой».

Никаких конкретных советов о том, как улучшить отношения с Россией, авторы не дают. Но в целом они полагают, что позиции США в мире, включая отношения с Россией, улучшатся, если Вашингтон возьмет на вооружение так называемую «умную силу». Этот новый термин дополняет прежнюю идею Джозефа Ная о «мягкой силе», которую США должны применять для влияния на международной арене. "Умная сила не жестка и не мягка, это комбинация и того и другого", "это соединение военной мощи с созданием альянсов". Для этого должны создаваться институты, «расширяющие влияние Америки» и «обеспечивающие легитимность действий Америки».

В день опубликования этого доклада согласительный комитет конгресса США поступил по случайному совпадению по принципу «мягкой умной силы», предложив урезать разработанный Белым Домом бюджет на военные расходы в 2008 финансовом году. Расходы можно сократить как минимум на 85 млн долл. за счет денег, предусмотренных на развертывание элементов ПРО в Европе. А от запрошенных администрацией Буша 196 млрд на продолжение боевых действий в Ираке и Афганистане законодатели решили оставить только четверть суммы. Итоговая сумма военных расходов, на которую согласны в конгрессе, составляет около 460 млрд долл. По мнению Виктора Кременюка, такие сокращения "не играют серьезной роли для американского военного бюджета": «Однако для России важно не то, что урезанные суммы незначительны, а то, что законодатели не очень склонны поддерживать инициативы Белого Дома касательно той же системы противоракетной обороны».

Николай ГОЛЫГИН