Адвокат семьи Романовых грозится в борьбе за реабилитацию Николая II дойти до Страсбургского суда
В очередную годовщину октябрьского переворота российские монархисты решили напомнить обществу о судьбе последнего императора. Впрочем, решение официальных представителей дома Романовых пообщаться с журналистами было продиктовано не столько желанием выразить свое отношение к 90-летию революции, сколько более актуальной причиной -- сегодня
Верховный суд должен вынести решение о том, являются ли Николай II и члены его семьи жертвами политических репрессий.
Напомним, что 27 сентября Генеральная прокуратура, рассмотрев заявление «гражданки РФ Марии Романовой» (главы императорского дома великой княгини Марии Владимировны), признала царскую семью не подлежащей реабилитации. Решение было мотивировано тем, что следователи «не нашли ни одного доказательства существования решений каких-либо судебных или внесудебных органов» относительно расстрела царской семьи. «Было официально зафиксировано, что Генпрокуратура РФ не может принять решение ни о реабилитации, ни об отказе в ней, -- сообщил вчера адвокат главы российского императорского дома Герман Лукьянов и, не скрывая возмущения, добавил: -- Это какой-то юридический троцкизм: «Ни да, ни нет, ни войны, ни мира». Теперь в соответствии с законом «О реабилитации жертв политических репрессий» дело вместе с отрицательным заключением прокурора передано в Верховный суд.
Адвокат Лукьянов подчеркнул, что пока российская судебная власть не примет официального решения о признании царской семьи жертвами политических репрессий, трагедия, происшедшая в ночь на 17 июля 1918 года в Ипатьевском доме, будет считаться «всего лишь» уголовным преступлением, а не актом государственного террора. А это явно не так. «Ведь не могли же государственные органы санкционировать действия шайки бандитов», -- заявил г-н Лукьянов. Он напомнил, что существуют документы, подтверждающие, что на следующий день после расстрела глава ВЦИК Яков Свердлов на заседании Совета народных комиссаров РСФСР сообщил, что «бывший царь» казнен по приговору Уральского областного совдепа и этот приговор был утвержден президиумом ВЦИК (органом, обладавшим в том числе полнотой судебной власти). «Можно вспомнить и о том, что по решению советского руководства для охраны «дома особого назначения» было выделено 200 красноармейцев, которые получили патроны и гранаты, -- следовательно, государство финансировало содержание императорской семьи», -- продолжал перечислять аргументы адвокат. Более того, добавил г-н Лукьянов, существуют расписки о денежном довольствии расстрельной команды.
«Великая княгиня Мария Владимировна представила в Генеральную прокуратуру и во все суды, где происходило разбирательство, свыше двухсот документов, которые наглядно свидетельствуют о том, что в отношении членов царской семьи были применены политические репрессии по социальным, классовым и религиозным признакам. Но Генпрокуратура этим доказательствам не дала никакой оценки», -- заметил директор канцелярии главы российского императорского дома Александр Закатов.
В упорном нежелании нынешней российской власти признать этот факт адвокаты императорского дома видят политическую подоплеку. «Нам не может быть безразлично, что наше государство вслед за Уралоблсоветом и ВЦИК продолжает считать императорскую семью преступниками, достойными казни. Поскольку наше государство является правопреемником СССР, то отказ в реабилитации царской семьи юридически выглядит так, как будто эта казнь была правильной», -- подчеркнул г-н Закатов, усмотревший в позиции правоохранителей «необольшевизм». Глава канцелярии великой княгини Марии также заявил, что, отказывая Николаю II в реабилитации, государство берет на себя ответственность за преступление 89-летней давности, «и это значит, что мы не застрахованы от повторения репрессий».
«Если Верховный суд поддержит позицию Генпрокуратуры, решение будет обжаловано в вышестоящей судебной инстанции -- президиуме ВС», -- сообщил г-н Лукьянов. Но адвокаты дома Романовых не исключают, что и в данном случае их постигнет неудача. «Мы надеемся, что справедливость будет восстановлена на родной земле, -- добавил Александр Закатов. -- Но Конституция позволяет каждому гражданину, в том числе членам императорского дома, имеющим гражданство России, обратиться в международные инстанции».