|
|
N°17, 31 января 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Героин в глиноземе
В деле о 10 граммах наркотиков появились 70 миллионов долларов
Скандальная история с арестом ФСБ в конце прошлого года крупного российского предпринимателя, президента компаний «Евроресурсы», «Российская нефть» и «Конкордия Гольф» Олега Кима обрастает новыми подробностями. Официально коммерсанта, являющегося на общественных началах еще и советником госсекретаря Союза России и Белоруссии Павла Бородина, обвиняют в хранении героина и гранаты. Однако, как выясняется, расследующих это дело сотрудников центрального аппарата ФСБ РФ в первую очередь интересует работа г-на Кима на посту главы московского представительства Красноярского алюминиевого завода. Недавно в связи с этим были допрошены бывшие председатель совета директоров КрАЗа Анатолий Быков (сейчас над ним идет суд) и член совета директоров Александр Ратников.
Задержали Олега Кима 11 декабря в Шереметьево-2, когда он собирался вылететь в Лондон для подписания документов крупного международного проекта, связанного с прокладкой кабеля из США через Северный полюс в Россию. В аэропорт, где г-на Кима ждал чартер, предприниматель прибыл в сопровождении пяти охранников и семерых партнеров. Как отметил адвокат г-на Кима Павел Нечепуренко, уже в VIP-зале его подзащитный почувствовал неладное: от него не отходили двое людей в штатском. Опасения коммерсанта подтвердились после того, как он прошел таможню: к нему подошли уже милиционеры и попросили выложить все из карманов, после чего пригласили в отдельную комнату для досмотра. Когда предприниматель вернулся, то, по словам Павла Нечепуренко, обнаружил, что к его личным вещам, оставленным на столике, прибавился темный пакет с дешевыми леденцами. Г-н Ким сразу заявил об этом милиционерам, но те, уже ничего не слушая, извлекли из упаковки «чек» с белым порошком (позже выяснилось, что там находится 10 граммов героина). Позже г-на Кима они передали сотрудникам ФСБ. Почти одновременно с этим контрразведчики отправились с обыском в квартиру коммерсанта, где из маленькой кладовки для вещей уборщицы извлекли гранату РГД и четыре тротиловые шашки. Уже 21 декабря Олегу Киму предъявили обвинения в контрабанде и незаконном хранении оружия и наркотиков.
Причина столь пристального внимания ФСБ к г-ну Киму, по словам Павла Нечепуренко, обнаружилась довольно быстро -- в деле о наркотиках и оружии неожиданно появилось заявление в ФСБ от бывшего гендиректора КрАЗа Юрия Колпакова, где последний уверял, что в 1996--1997 годах Олег Ким недоплатил ему и партнерам «58--70 млн долларов». В тот период г-н Ким руководил московским представительством КрАЗа. В 1996 году Колпаков заключил с офшорной фирмой Leo Trust Company (ей руководил Олег Ким) договор на поставку глинозема на 20 млн долларов. Однако груз на завод не поступил, и в отношении Колпакова Следственный комитет (СК) при МВД РФ даже возбудил уголовное дело (вскоре оно было приостановлено). Позже и Колпаков, и Ким покинули свои посты в КрАЗе и, как утверждает Павел Нечепуренко, занялись каждый своим бизнесом. Причем г-н Колпаков по поводу каких-либо долгов Кима не обращался ни в правоохранительные органы, ни в арбитражные суды.
Однако в декабре за долговые дела почему-то активно взялись в ФСБ. Только в январе контрразведчики пообщались по этому поводу два раза с Анатолием Быковым и раз с Александром Ратниковым. Первый отказался что-либо говорить, а Ратников якобы подтвердил факт существования долга. Одновременно появилась информация, что СК возобновил расследование «глиноземного дела» в отношении Колпакова.
Как утверждает Павел Нечепуренко, последние экспертизы ФСБ показали, что г-н Ким никогда не употреблял наркотики, их следов не обнаружено и на его одежде. Не оказалось отпечатков пальцев предпринимателя и на изъятых гранате и взрывчатке. «У меня сложилось твердое убеждение, что наркотики и взрывчатку Киму подбросили сотрудники спецслужб», -- заявил нам г-н Нечепуренко. Представители ФСБ РФ комментировать ситуацию вокруг г-на Кима отказались.
Александр ШВАРЕВ