|
|
N°204, 08 ноября 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Возможно ли продолжение экономического бума на Кавказе и в Центральной Азии?
Международный валютный фонд полагает, что высокий темп экономического роста, который набрали бывшие республики СССР на Кавказе и в Средней Азии, сохранится. Об этом говорится в докладе МВФ «Перспективы развития экономики в регионе Ближнего Востока и Центральной Азии», основные выводы которого вчера представил Дэвид Оуэн -- старший советник департамента стран Ближнего Востока и Центральной Азии.
Оценки и прогнозы МВФ касаются восьми государств -- Азербайджана, Армении, Грузии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Этот регион, как известно, характеризуется высокой политической нестабильностью, свидетельством чему нынешние события в Тбилиси. Одни страны уже пережили революции, в других действующий режим пока успешно отражает атаки оппозиции.
Но несмотря на политические пертурбации, все эти страны демонстрируют экономический рост. Как показывают данные МВФ, в среднем по итогам нынешнего года прирост ВВП в регионе составит 13%. Эксперты фонда считают такие показатели прямым следствием реформ, повлекших улучшение деловой среды и приток иностранных инвестиций. С точки зрения экономической прозрачности особое место занимает Туркмения. В годы правления Сапармурата Ниязова Ашхабад прервал сотрудничество с МВФ, а официальной статистике трудно было доверять. При новой власти скорее всего ситуация изменится.
По оценке экспертов фонда, серьезный приток иностранной валюты создал и трудности в экономике стран региона, вызвав инфляционный скачок. В связи с этим МВФ рекомендует ужесточить денежно-кредитную политику, допустив укрепление национальных валют, а также отложить имеющиеся у некоторых стран планы по либерализации налогово-бюджетной политики путем повышения госрасходов. Дэвид ОУЭН представил основные выводы экспертов МВФ в статье, которую публикует «Время новостей».
Кавказ и Центральная Азия относятся к регионам мира с самым высоким темпом экономического роста. В последние три года он измерялся двузначными числами и в этом году, как ожидается, в среднем достигнет впечатляющего уровня -- 13%.
На странах -- экспортерах нефти и газа в регионе -- Азербайджане, Казахстане и Туркменистане -- конечно же, благоприятно сказываются быстро растущие цены на нефть. Но дела идут хорошо и в других государствах, имеющих значительно меньше природных ресурсов. В результате реформ в Армении и Грузии значительно улучшилась деловая атмосфера и ускорилось поступление прямых иностранных инвестиций. Высокий темп роста в Киргизии и Таджикистане опирается на внешнее финансирование проектов инфраструктуры и денежные переводы работников. В Узбекистане экспорт продукции обрабатывающей промышленности стремительно обгоняет такие традиционные статьи экспорта, как хлопок и золото. При широко распространенной бедности в регионе его странам жизненно необходимо удержать эти показатели на высоком уровне.
Но при этом начинает возникать напряженность, связанная с возобновлением роста инфляции. Снизившись приблизительно с 15% в конце 1990-х до 5--7% к 2004 году, средний годовой темп инфляции в регионе в настоящее время вновь измеряется двузначным числом. Под воздействием последнего внешнего шока, вызванного стремительно растущими международными ценами на продовольствие, средний темп инфляции в сентябре превысил 12% и, по всей видимости, еще поднимется до конца года. Сильнее всех пострадали страны, в которых хлеб является особенно важным компонентом потребительской корзины; инфляция в Киргизии и Таджикистане приближается к 20%.
Но и до этого потрясения инфляция неуклонно повышалась. Ее разжигали устойчивый спрос и растущая ликвидность, а центральные банки в большинстве стран увеличивали предложение национальной валюты для покупки притекающей иностранной валюты, с тем чтобы ограничить укрепление курса своих валют. Исключение составляет Армения, валютная политика которой с гибким обменным курсом помогла удержать инфляцию около 5%.
Давление спроса также проявляется в росте импорта и значительном увеличении дефицита счета текущих операций в нескольких странах, который значительно превысил 10% ВВП в Грузии, Киргизии и Таджикистане. Даже в Казахстане импорт перегнал быстро растущий экспорт нефти и сложился небольшой дефицит -- почти уникальная ситуация для стран -- экспортеров нефти при высоких ценах на нее. Сейчас приток капитала без затруднений финансирует значительный дефицит счета текущих операций, а официальные резервы растут. Но со временем эти дефицит должен будет снизиться до уровня, который можно финансировать на устойчивой основе.
Итак, может ли давление избыточного спроса, или «перегрев», положить конец экономическому подъему? Вероятно, нет, но директивным органам следует сосредоточиться в значительно большей степени на сохранении макроэкономической стабильности, лежащей в основе успехов нескольких последних лет. Очевидно, что директивные органы в регионе мало что могли бы сделать для предотвращения инфляционного шока, вызванного повышением цен на продовольствие. Однако важно, чтобы они быстро приняли ответные меры для предотвращения переноса воздействия этого шока на более широкий круг других цен и его закрепления.
В большинстве стран есть возможность ужесточить денежно-кредитную политику, как повысив процентные ставки (сейчас отрицательные в нескольких странах), так и сократив интервенции на валютном рынке, чтобы допустить более значительное укрепление валюты. Даже в Казахстане, где недавние потрясения на мировом кредитном рынке резко сократили приток капитала в банковский сектор и ухудшили условия получения кредитов, денежно-кредитную политику необходимо будет ужесточить, как только стабилизируется обстановка с ликвидностью.
Не время сейчас для либерализации и налогово-бюджетной политики, которую намерены сделать несколько стран. В значительной степени усовершенствованная налогово-бюджетная политика последних лет стала основным фактором, преобразовавшим экономические показатели региона. Необходимо соблюдать бюджетную дисциплину, чтобы ослабить давление со стороны спроса и продолжить сокращение государственного долга. Более жесткая налогово-бюджетная политика также является наилучшим методом сдерживания растущего торгового дефицита.
При решительной макроэкономической политике регион может рассчитывать на «мягкую посадку». Некоторое снижение темпа экономического роста по сравнению с высокими темпами этого года, пожалуй, неизбежно и, возможно, даже желательно. При этом темп роста в регионе должен остаться двузначным числом в 2008 году, достаточным для того, чтобы не отклоняться от взятого в регионе курса на повышение дохода на душу населения и сокращение уровня бедности. Умеренное ужесточение политики для сдерживания давления избыточного спроса должно справиться с возникающими рисками для макроэкономической стабильности и позволить региону продолжить успешное экономическое развитие.
Дэвид ОУЭН, старший советник в департаменте стран Ближнего Востока и Центральной Азии МВФ
|