Время новостей
     N°204, 08 ноября 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.11.2007
Большие беды малого бизнеса
Устранение административных барьеров удвоит его долю в валовом продукте страны
Недавно комиссия «Союза правых сил» по поддержке предпринимательства провела интернет-опрос об основных препятствиях для малого бизнеса в России. Более 2/3 принявших в нем участие назвали главной бедой малого бизнеса административные барьеры и коррупцию. Схожие результаты дают и исследования «Опоры России». Например, по их данным, в 2006 году 62% предприятий были проверены той или иной инстанцией пять или более раз. Это не случайно, учитывая, что в России существует 36 ведомств, имеющих право проводить проверки.

Сложности начинаются уже на стадии создания предприятия. В рейтинге стран по степени легкости открытия нового бизнеса в обзоре Всемирного банка Doing business-2008 Россия заняла 50-е место -- в основном из-за большого времени и реальных затрат, требующихся на регистрацию нового предприятия.

Даже Министерство экономического развития и торговли РФ признает, что малые предприниматели тратят на преодоление административных барьеров более 10% валовой выручки. Эффект снятия этих барьеров для малого бизнеса был бы огромен. По оценкам того же Всемирного банка, их устранение может за пять-шесть лет удвоить долю малого бизнеса в ВВП страны и добавить 1,6% к темпам экономического роста.

Снижению административного давления на бизнес способствовало бы совершенствование законодательства и правоприменительной практики, направленное на сокращение и упорядочение проверок предприятий при их строгой регламентации. Число ведомств, имеющих право проверять предприятия, должно быть резко сокращено. Ведение бизнеса заметно облегчилось бы при упрощении регистрации сделок с недвижимостью и землей, включая снижение сроков регистрации и количества оснований для отказа в ней, при облегчении внесения изменений в планы БТИ и кадастровые планы. Поистине революционный эффект дало бы уменьшение числа согласований при оформлении землеотводов и получении разрешения на строительство и перепланировку помещений, подключение к коммунальным сетям. Также необходимо и дальнейшее сокращение числа лицензируемых видов деятельности, ускорение введения технических регламентов.

Увы, бюрократическими препонами для открытия и ведения собственного дела беды малого бизнеса не заканчиваются. Он страдает от проблем с арендой и выкупом помещений и земельных участков, от несовершенства системы налогообложения, от низкой доступности финансовых ресурсов, сложности доступа к госзаказу и получения господдержки, высокой монополизации рынка. Опросы показывают, что в прошлом году 3/4 малых и средних предприятий испытывали сложности с приобретением помещений в собственность и с оплатой аренды, более половины -- с получением банковского кредита и почти 4/5 -- с доступом к помощи со стороны государственных и муниципальных фондов. 3/4 предпринимателей вообще ничего не знают о различных государственных программах поддержки малого и среднего бизнеса.

Пожалуй, главная вина государства состоит в том, что оно не создало такие правила игры, которые будет легче соблюдать, чем нарушать. Эффективна ли система, если более половины опрошенных малых предпринимателей считают, что в России невозможно не нарушать закон, а почти 2/3 признались, что вынуждены решать проблемы на уровне личных контактов с чиновниками?

Сегодня малые предприниматели справедливо недовольны чрезмерно усложненными налоговым и бухгалтерским учетом и отчетностью. Проведенное властями снижение ставок ряда налогов в полной мере «компенсируется» несовершенством определения налоговой базы по ним. И все же главная проблема для бизнеса в сфере налогообложения -- глубоко неравноправные отношения налогоплательщиков и налоговых органов. Налоговое администрирование по-прежнему носит карательный характер. Налоговые инструкции запутаны, пени и штрафы за налоговые проступки несоразмерно велики.

Абсолютно нелогичным выглядит требование об обязательном использовании контрольно-кассовых машин (ККМ) и для предпринимателей, платящих единый налог на вмененный доход. Он ведь не зависит от объема выручки, а покупка и обслуживание ККМ ложатся дополнительным бременем на экономику малого предприятия. Мы уже давно предлагаем переход на добровольный выбор использования ККМ или бланков строгой отчетности для субъектов малого предпринимательства. Лишь перед выборами Госдума начала рассматривать соответствующий закон. Однако уже ясно, что нынешней Думой он принят не будет. Кстати, как и закон, упрощающий выкуп помещений, арендуемых малым бизнесом у муниципальных властей, который мы также давно лоббируем.

СПС считает важным продолжение налоговой реформы. Мы предлагаем снизить совокупное налогообложение фонда заработной платы (подоходный и единый социальный налог) до 25%, а НДС -- до 10%. Остро необходимо изменение правил определения налоговой базы по ключевым налогам, расширение возможности ее уменьшения на все документально подтвержденные и обоснованные с точки зрения ведения дела расходы. Считаем возможным освобождение малых предпринимателей от налога на прибыль в первые три года деятельности и от налога на вмененный доход в первый год деятельности. При этом нужно расширить возможности применения этого налога, а также упрощенной системы налогообложения. И все же главное, по нашему убеждению, требование к налоговому законодательству и практике -- закрепление де-юре и де-факто принципа презумпции невиновности налогоплательщика.

Власти, на словах признавая значение малого и среднего бизнеса и декларируя его поддержку, на деле почти ничего не делают для развития предпринимательства. Положение малых и средних предпринимателей по многим направлениям в последнее время ухудшилось. Все это приводит к тому, что в России вклад малого и среднего бизнеса в ВВП составляет всего 15--17%. Это в 2--4 раза ниже подобного показателя не только ведущих экономик мира, но и восточноевропейских стран, а также ряда бывших советских республик.

Явно нерациональной выглядит и отраслевая структура малого бизнеса. В сфере торговли и общественного питания работает почти 80% малых предпринимателей (включая индивидуальных). На здравоохранение приходится лишь около 2%, а на наукоемкие отрасли и того меньше. Такая структура вызвана отсутствием у людей веры в то, что им «позволят» владеть собственным делом, а потому они не вкладывают средства в оборудование, не занимаются долгосрочными проектами.

Выгодно ли это обществу? Безусловно, нет. Во всех развитых странах малый и средний бизнес является одной из главных движущих сил экономического развития, основным проводником инноваций, выполняет важную социальную функцию создания рабочих мест и обеспечения самозанятости населения, составляет основу среднего класса и опору гражданского общества.

Многие государственные решения были бы эффективнее, если бы к их разработке и экспертизе в обязательном порядке привлекались предпринимательские организации. Они добились бы сохранения на разумный срок действующих правил для уже работающих компаний в случае принятия новых нормативных актов, ухудшающих условия ведения бизнеса. (Например, новые правила торговли алкоголем лишили бизнеса десятки тысяч людей.)

Наши предложения конкретны и реалистичны. Вопрос лишь в том, как заставить власти к ним прислушаться.

Андрей НЕЧАЕВ, профессор, председатель комиссии СПС по поддержке малого и среднего предпринимательства