Время новостей
     N°203, 07 ноября 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.11.2007
Разорванная конституция
Запад грозит наказать Пакистан, а Россия "отслеживает" события
Зарубежные союзники и оппозиция внутри страны оказывают серьезное давление на президента Первеза Мушаррафа, призывая отменить введенное им 3 ноября под предлогом борьбы с терроризмом чрезвычайное положение, предусматривающее ущемление прав и свобод граждан. Глава пакистанского Верховного суда Ифтихар Чоудри, уволенный Мушаррафом вместе с еще восемью судьями за отказ одобрить президентский декрет о введении чрезвычайного положения, заявил вчера в телефонном разговоре со своими сторонниками из Союза юристов Пакистана: «Конституция разорвана в клочья. Донесите до народа мое послание, чтобы он поднялся и восстановил ее. Я под арестом, но вскоре присоединюсь к борьбе. Не бойтесь принести себя в жертву. Аллах поможет нам -- придет день торжества конституции и гибели диктатуры».

Лидер оппозиционной Пакистанской народной партии (ПНП) Беназир Бхутто призвала Мушаррафа выполнить данное народу перед переизбранием президентом 6 октября обещание: "отказаться от генеральской формы", то есть оставить пост главнокомандующего. Бхутто потребовала, чтобы парламентские выборы были проведены по графику -- в январе, а власти отказались от насилия. С субботы, когда в крупнейшие города Пакистана вошли войска, там были, по официальным данным, посажены в тюрьму или под домашний арест до 2,5 тыс. противников режима (оппозиция говорит о 3,5 тыс.). Это в основном юристы и члены партии «Пакистанская мусульманская лига» экс-премьера Наваза Шарифа, свергнутого Мушаррафом в 1999 году. Членов партии Беназир Бхутто среди них мало, тем не менее сама она сказала, что собирается вести диалог не с президентом, а с оппозицией.

В руководстве Пакистана идут споры о том, стоит ли переносить парламентские выборы на три месяца. В понедельник премьер Шаукат Азиз объявил, что состоятся они, как и планировалось, в середине января (хотя накануне министерство информации сообщило, что их отложат на год). Часами ранее президент США Джордж Буш выразил надежду на то, что выборы в Пакистане «пройдут как можно скорее и президент снимет военную форму»: «Мы недвусмысленно предупреждали, что чрезвычайные меры повредят демократии, и теперь надеемся, что очень скоро ее восстановят», -- Буш при этом заверил, что США и Пакистан продолжат совместную борьбу с терроризмом.

На события откликнулась и Москва. МИД России сообщил в понедельник, что "внимательно отслеживает развитие ситуации в Пакистане", «рассчитывая, что после урегулирования кризиса демократические процессы там будут продолжены». По контрасту Евросоюз заявил о "возможных дальнейших шагах", явно подразумевая санкции, так как Нидерланды уже приостановили помощь Пакистану. А госсекретарь Кондолиза Райс пригрозила пересмотром программ содействия, по которым Пакистан, население которого превышает 160 млн человек, с 2001 года получил от США до 11 млрд долл. Глава Пентагона Роберт Гейтс, впрочем, тут же дал понять, что это вряд ли произойдет.

Когда 64-летний Мушарраф поздно вечером в субботу обратился к нации, на нем был черный цивильный костюм. По словам президента, Пакистан «приблизился к самоубийству», «правосудие неправедно», а потому нужны решительные меры для борьбы с терроризмом и исламским экстремизмом. Он особо упомянул о гибели 18 октября в результате теракта в Карачи 139 человек из числа встречавших Бхутто после восьми лет изгнания. Декрет о чрезвычайном положении дал властям расширенные полномочия на аресты, при этом задержанные могут быть лишены доступа к адвокатам. Также прекращено вещание частных телекомпаний, введены комендантский час и суровые ограничения на освещение в СМИ действий террористов-смертников и боевиков.

Верховному суду, в котором теперь из 17 членов осталось лишь восемь, принявших новую присягу, запрещено приостанавливать чрезвычайное положение. Оппозиция утверждает, что Мушарраф решился на крайний шаг потому, что Верховный суд в ближайшие дни должен был решить, являлось ли законным переизбрание Мушаррафа. Заведующий отделом стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Вячеслав Белокреницкий напомнил «Времени новостей», что судья Чоудри «от этого дела отстранился, назначив для решения вопроса 11 других членов Верховного суда». Мушарраф вводом чрезвычайщины «пошел на опережение событий, вроде бы получив от спецслужб сведения о том, что голосование в суде закончится не в его пользу».

По словам эксперта, «Запад много вложил в Пакистан и много от него требует -- но чересчур настойчиво»: «Формальная привязка к демократическому процессу чревата риском возникновения тупиковой ситуации, ведь для большинства пакистанцев США -- самая непопулярная страна мира, они остро ощущают ее давление. Может ухудшиться обстановка во всем регионе, где сильна угроза исламского экстремизма». Сдержанная позиция России, считает наш собеседник, "в этой ситуации более логична".

Александр САМОХОТКИН