Президент России Владимир Путин освятил вчера партнерство «Газпрома» с еще одной иностранной компанией. В присутствии российского и голландского премьер-министров Виктора Зубкова и Яна Петера Балкененде в Кремле было подписано соглашение
о присоединении компании Gasunie к акционерам газопровода «Северный поток» по дну Балтийского моря, в котором «Газпрому» принадлежит контрольный пакет.
Госкомпания из Нидерландов получит возможность купить 9% в компании -- операторе проекта Nord Stream AG, а российскому концерну будет предоставлен опцион на приобретение такой же доли у оператора проекта BBL (уже построенный трубопровод из Нидерландов в Великобританию). Как и предполагалось, пакет акций «Газпрома» в Nord Stream останется контрольным, а Gasunie достанутся по 4,5% из долей немецких участников проекта --- E.ON Ruhrgas и Wintershall, которые сохранят за собой по 20%.
Еще одна европейская страна -- участница проекта -- это весомый плюс для «Северного потока», имеющего массу противников (Польша и
Эстония) и
сомневающихся (Швеция) среди членов ЕС. Сделка вряд ли заставит оппонентов, которые считают (небезосновательно), что их территории сознательно обходят при транспортировке российского газа, сдаться. Однако увеличит число европейцев, кровно заинтересованных в успешной реализации «Северного потока». Помимо Германии таковыми являются Дания, Франция и потенциально Великобритания (получает газ из трубы), а также Нидерланды (транзитные функции) и Финляндия (рассчитывает на мощности по подготовке трубы к укладке на дно). Кроме того, тендер на укладку трубопровода выиграла британская «дочка» итальянского концерна Eni -- Saipem.
Тем не менее некоторые сложности в процессе получения разрешений на строительство от стран, через воды которых пойдет газопровод, прежде всего Швеции, имеются. И связаны они с отсутствием в шведском законодательстве практики рассмотрения подобных проектов и даже фиксированных сроков предоставления ответа и процедуры рассмотрения, что добавляет неопределенности. Nord Stream даже пришлось увеличить почти на год время, отведенное на механизм согласований со странами-участницами, и оптимизировать (т.е. максимально ужать) сроки собственно строительства и пусконаладочных работ. Теперь нитку планируется проложить максимум за 16 месяцев вместе с пусконаладочными работами, хотя раньше на это отводилось на полгода больше времени. Ввод газопровода в эксплуатацию перенесен с 1 октября на 30 ноября 2010 года, что пока не очень критично, но в случае затягивания процесса согласований может превратиться в беду многих трубопроводных проектов (срыв начала поставок). Хотя в таком сценарии прежде всего не заинтересована именно Европа, которой к этому времени будут нужны дополнительные объемы импортного газа в связи с падением собственной добычи и ростом спроса.
«Мы сделали очень важный шаг вперед в развитии наших деловых отношений. Но это важно не только для наших компаний. Это важно и для всей Европы, в которой спрос на газ стабильно высок, а добыча газа в Европе снижается», -- заявил глава голландской компании Марсел Крамер после церемонии подписания. Он подчеркнул, что сотрудничество Gasunie и «Газпрома» «будет строиться на конструктивной основе и продолжаться в интересах энергетической безопасности в Европе». В свою очередь председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер выразил уверенность, что подписание документа станет «очень важным шагом для обеспечения энергетической безопасности Европы, поскольку проект СЕГ обеспечивает прямую связь между газотранспортными системами России и Евросоюза». После чего отбыл в Германию, чтобы лично поболеть за спонсируемый российским газовым монополистом «Шальке-04» в очередном матче Лиги чемпионов против «Челси» Романа Абрамовича.
Как пояснил позднее журналистам г-н Крамер, участие в проекте обойдется его компании в сумму до 750 млн евро. Однако окончательную сумму не назвал, поскольку пока непонятен точный объем капитальных затрат даже для первой нитки, не говоря уже о всем газопроводе в двухниточном исполнении мощностью 55 млрд кубометров в год. Как пояснил «Времени новостей» глава Nord Stream Матиас Варниг, Gasunie заплатит E.ON Ruhrgas и Wintarshall столько, сколько было внесено согласно этой доле в уставный капитал компании. Сейчас капитал компании-оператора составляет 267 млн швейцарских франков (около 150 млн евро). То есть 9% обойдутся новому участнику примерно в 13,5 млн евро. Однако впоследствии Gasunie будет участвовать в финансировании проекта пропорционально своему пакету. Таким образом, по расчетам голландцев, капитальные вложения не должны превысить 8,3 млрд евро. В самом Nord Stream утверждают, что на сегодняшний день корректной формулировкой является объем инвестиций «свыше 5 млрд евро». По словам г-на Варнига, в конце года должны пройти тендеры на оказание логистических услуг (оптимальные схемы поставок и подготовки труб к укладке, а также других необходимых материалов и ресурсов) для проекта, которые можно оценить в «несколько сотен миллионов долларов». После этого в компании будет сформирована смета строительства первой нитки газопровода и сервисной платформы, которую представят на суд акционеров в первой половине следующего года.
Предполагается, что треть капитальных затрат оплатят акционеры проекта живыми деньгами (на первом этапе реализации проекта). Если считать, что как минимум проект обойдется в 5 млрд евро, а максимум -- в 8,3 млрд, то доля вливаний со стороны «Газпрома» составит 0,85--1,4 млрд евро, E.ON Ruhrgas и BASF -- 340--560 млн евро (с каждого), а Gasunie -- 160--250 млн евро. Затем Nord Stream будет привлекать средства на рынке заемных ресурсов, чтобы профинансировать оставшуюся часть затрат. По словам г-на Варнига, уже около двух месяцев назад Societe Generalе, ABN Amro и Dresdner Kleinwort получили мандат на разработку схемы привлечения денег.
Что касается доли в BBL, то если исходить из капитальных затрат по проекту -- 500 млн евро, 9% будут стоить «Газпрому» около 45 млн евро (без учета возможности участия в новых инвестициях).
В тот момент, когда в Кремле отмечали присоединение к «Северному потоку» нового участника, руководство компании Nord Stream в Выксе подписывало первый контракт на поставку труб для первой нитки проекта с российской группой ОМК. Как сообщалось ранее, Выксунский металлургический завод стал одним из победителей международного тендера и в 2009--2010 годах должен поставить оператору газопровода около 286 тыс. тонн (25% от необходимого объема) специальной трубы большого диаметра. По этому поводу управляющий директор Nord Stream Матиас Варниг и президент ОМК Владимир Маркин подписали увесистую контрактную «книжку» стоимостью около 280--300 млн евро. Точную цену участники сделки скрывают по обоюдному согласию. Завтра в Германии будет подписан еще один контракт на поставку труб для «Северного потока». Крупнейший в мире производитель Europipe возьмет на себя обязательство обеспечить Nord Stream 75% необходимой для первой нитки трубы.
Одной из интриг подписанного вчера контракта является его рентабельность для ОМК. Дело в том, что в России на сегодняшний день не производится прокатный лист, удовлетворяющий техническим требованиям Nord Stream. Поэтому Выксунский завод вынужден закупать сырье для трубы в Европе, что из-за не очень удачного с логистической точки зрения расположения завода (в центральной части России) резко увеличивает накладные расходы поставщика трубы. Г-н Маркин говорит, что выполнение заказа все равно принесет прибыль компании. А кроме того, даст билет в клуб компаний, способных обеспечивать трубной продукцией другие крупные шельфовые проекты (такие, как Штокман, Ямал, шельф Карского и Печорского морей и т.д.). В принципе в угоду этой стратегической задаче можно было пожертвовать сиюминутной прибылью. Может быть, с этим связано упорное нежелание комментировать ценовые условия для победителей тендера (даже в аспекте одинакова ли цена на российские и немецкие трубы для «Северного потока»). Тем более что, как заявляют руководители ОМК, к 2010 году компания планирует построить собственный комплекс по производству листа, соответствующего необходимым стандартам качества и надежности.