Время новостей
     N°17, 31 января 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  31.01.2002
Мир телепузиков
На мосту «Багратион» прошел смотр лучших кадров «Коммерсанта»
Гордость мэра -- мост «Багратион» во вторник вечером стал похож на павильон киностудии. Дефилирует стильная массовка. Негромко наигрывает джаз. По движущимся дорожкам едут камеры. Снимается репортаж о выставке-репортаже. Вдоль стен пешеходного моста развешены фотографии с первых полос газет и журналов. Экспозицию «Первополосные кадры» подготовили издательский дом «Коммерсант», Московский Дом фотографии, нефтяная компания ЮКОС.

Фотоагентство ИД «Коммерсант» было создано десять лет назад. Сегодня его возглавляет фотограф Эдди Опп, лауреат конкурсов World Press Photo, «Интерфото» и др. Точности постановки глаза фотокоров «Коммерсанта» можно только позавидовать. Элите нации вмазали по первое число. Идем по мосту и смотрим... Маленький президент согнулся на большом красном ковре. Он же робко выглядывает из-за могучих солдатских спин. Другой президент, братской страны Белоруссии, топчется на пороге приоткрытой двери. Настороженный глаз олигарха мелькнул в окне бронированного «членовоза». «Парни с рабочей окраины» Анпилов и Шандыбин трясутся с народом в вагоне московского метро. Абрамович скрючил загребущие ручки. Московскому мэру вытирают фирменную лысину. Петербургский мэр смачно целится из револьвера. Никита Михалков беседует с монахиней. Над головой его светящаяся люстра-нимб. Зюганов целует детей. Жириновский катается на мотоцикле с рокерами... Еще не устали?

Занятно, что все отменно меткие фотожурналисты мажут тогда, когда им приходится снимать людей творчества. Самые невыразительные кадры на выставке -- Олег Табаков и Михаил Козаков, Владимир Васильев и Владимир Спиваков, Белла Ахмадулина и Константин Райкин, Александр Калягин и Юрий Любимов. Причина проста. Она -- в различии между фотохудожником и фоторепортером. Фотохудожник чутко реагирует на жизнь, ее сложность, непредсказуемость, многомерность и красоту. Фоторепортер иллюстрирует принятый стереотип восприятия этой жизни. Смотришь на классные снимки фотокоров «Коммерсанта» и не понимаешь, что было вначале: гримасничающие чиновники или их пластиковые двойники из программы Шендеровича «Куклы». Люди искусства в такую одномерную картину мира телепузиков ну никак не вписываются. Нет на них своего Шендеровича. Неадекватны они бесхитростному массмедийному амплуа. Гамлеты все. Душа -- что флейта. Сломать можно. Сыграть нельзя. Потому «расстреливающим» кадрам гениальных фотокоров-папарацци я предпочту тонкое наблюдение пластики жизни сквозь объектив хороших фотохудожников. Виктора Баженова, например.

На фото: Это не картина Семена Файбисовича, а фотография Павла Смертина, подловившего депутатов Шандыбина и Анпилова в вагоне метро

Сергей ХАЧАТУРОВ