Кабинет министров Виктора Зубкова продемонстрировал либерализм в отдельно взятой реформе отдельно взятого монополиста.
Вчера на правительственном заседании рассматривался очередной этап «модернизации» РАО «ЕЭС России». Оказалось, что проблем нет или почти нет -- то есть они есть, но носят сугубо технический характер. А члены кабинета министров преисполнены оптимизма в прогнозах относительно продвижения РАО "ЕЭС" к его логическому концу как монополиста в июле 2008 года.
Главным оптимистом в оценке реформы электроэнергетики, как рассказывают участники заседания, неожиданно стал вовсе даже не глава РАО Анатолий Чубайс, а премьер Виктор Зубков. Это он заявил, что «электроэнергетика перестала быть сдерживающим фактором роста ВВП страны». И еще, что «теперь практически исключены так называемые веерные отключения потребителей и населения, в отрасль пришли реальные инвестиции, в том числе от продажи энергетических компаний». Премьер также показал себя не чуждым рыночных взглядов: настаивал на обязательности конкуренции в отрасли и на дозированном влиянии государства на рынок электроэнергии.
Как тонкий знаток политического момента, г-н Чубайс хотя и выступил чрезвычайно кратко, но точно отметил суть дискуссии: мол, «спасибо, за сохранение стратегии на либерализацию».
Правда, руководящий оптимизм все-таки потребовал некоторой расшифровки: хватает ли рынку и населению электроэнергии уже сегодня? Бизнес большой и малый такой уверенности до сих пор не выказывал. Основной докладчик министр промышленности и энергетики Виктор Христенко после заседания правительства пояснил журналистам, что, собственно, имелось в виду, когда говорилось, будто бы электроэнергетика больше не тормозит ВВП. Он отметил, что нет больше препятствий для развития самой энергетической отрасли -- ни политических, ни экономических. И это безусловный плюс и рост. Что же касается «угрозы энергодефицита», то, по словам г-на Христенко, правительство планирует полностью ее снять в 2010 году. И стоить это будет около 3 трлн руб. То есть угроза все-таки есть.
Министр напомнил, что полтриллиона инвестиций уже пришли в отрасль. В ближайшие полгода ожидается еще столько же. Бюджетная поддержка отрасли в 2007 году составит 30 млрд руб., столько же в 2008-м, и 60 млрд -- в 2009-м.
Так что насчет денег для отрасли г-н Христенко не сомневается. Сегодня его больше заботит это уточнение функций государства в будущей модели электроэнергетики. «Я был бы некорректен, если бы сегодня сказал, что знаю все ответы на все вопросы. Нужны новые нормативные документы, -- заметил министр. -- Отмечу, что существенно возрастет роль антимонопольных органов. Будет снижен доминирующий барьер с 35 до 20%. Трансформируется роль тарифных органов. Сети и диспетчерские службы останутся под контролем государства -- 76% акций сетевой компании и 100% акций в системном операторе будет принадлежать государству».
И все-таки стало известно, что один монополист портит кровь другому. Г-н Христенко подтвердил, что у РАО "ЕЭС" и «Газпрома» есть разногласия по пяти объектам. «Я думаю, в ближайшее время найдем в себе силы и договоримся», -- пообещал министр. «Здесь больше недоразумений, досужих макроэкономических рассуждений», -- пояснил он свой оптимизм.
Г-н Христенко в режиме «блиц» сообщил также, что внес кандидатуру Дмитрия Аханова (кстати, выходца из РАО "ЕЭС") на пост главы "Росэнерго". По словам г-на Христенко, «главой «Зарубежнефти» будет назначен достойный человек, который сможет подхватить уже существующие проекты», но фамилию назвать он отказался. Министр также заявил, что Россия не будет строить вторую ветку трубопровода Ямал--Европа по территории Белоруссии. И даже оценил резкий рост мировых цен на нефть: «Последствия будут для финансовой системы, и мы их увидим».