По итогам летнего сезона авиаперевозок Федеральное агентство воздушного транспорта («Росавиация») наказало российские компании, задержавшие наибольшее количество чартерных рейсов. Агентство урезало их чартерные программы, заявленные на зиму 2007--2008 годов.
Главным нарушителем объявлена компания «ВИМ-авиа», она же и подверглась самым жестким санкциям. На вчерашней пресс-конференции руководитель «Росавиации» Евгений Бачурин пообещал впредь привлекать к ответственности за задержку рейса не только авиаперевозчиков, но и аэропорты, где они базируются. «Росавиация» уже выдала Домодедово предписание «привести аэродромную технику в соответствие с заявленными пропускными мощностями».
По другому поводу очень серьезная мера в ближайшее время будет скорее всего применена к авиакомпании «Оренбургские авиалинии» (OrenAir). Г-н Бачурин заявил, что из-за несоблюдения норм безопасности этой компании, вероятно, будет запрещено летать в Европу. Вопрос лишь в том, кто примет это решение: авиационные власти Евросоюза (ЕС) или «Росавиация».
«В целом отлетали мы неплохо», -- сказал вчера г-н Бачурин, представляя журналистам авиационные результаты летнего туристического сезона. По его словам, из 23 592 чартерных рейсов, выполненных российскими авиакомпаниями летом и осенью, только 968 (примерно 4%) вылетели с серьезной задержкой (по классификации «Росавиации» это означает на три часа и более). Однако одни авиакомпании соблюдали расписание хуже, чем другие. В тройку нарушителей вошли «Красэйр» (8% чартеров задержано), «ВИМ-авиа» и OrenAir (по 6%). В абсолютных цифрах самым злостным нарушителем оказалась «ВИМ-авиа». Пассажиры более 200 ее чартерных рейсов провели в аэропортах по три лишних часа и более.
Бороться за регулярность в наступающем зимнем сезоне «Росавиация» решила, урезая проштрафившимся авиаперевозчикам заявки на выполнение новых чартерных программ. Логика тут следующая: задержки рейсов свидетельствуют прежде всего о том, что у компании нет достаточного количества резервных самолетов. Значит, пусть поменьше летают, но побольше бортов держат на всякий случай в резерве. Г-н Бачурин сказал, что заявленные нарушителями зимние программы сокращены на 15--25% (эта цифра колеблется от месяца к месяцу). «Рынок (чартерных авиаперевозок. --
Ред.) растет на 10--15% в год, -- заявил он. -- Поэтому уменьшение чартерных заявок приблизительно на столько же -- это серьезное ограничение».
В качестве примера он привел данные по «ВИМ-авиа». В частности, на январь 2008 года эта компания просила разрешить ей 324 чартера, но «Росавиация» согласилась только на 250. В январе нынешнего года у «ВИМ-авиа» был 321 чартерный рейс. Гендиректор "ВИМ-Авиа" Юрий Таршин сказал вчера вечером Интерфаксу: "Мы только получили согласованный график до 29 марта, поэтому пока не подсчитывали, насколько сократится чартерная программа по сравнению с прошлым сезоном. В новом графике полностью сохранена география полетов, сокращено количество выполняемых рейсов".
А представитель «Красэйр» Юлия Багрышева сказала Reuters, что ее авиакомпания пока не получала каких-либо документов относительно планируемых ограничений, добавив, что доля чартеров в расписании компании невелика.
Коснувшись массовых задержек вылетов,
случавшихся в московском аэроузле в сильный туман 27--28 октября, руководитель «Росавиации» заявил: «Здесь есть вина не только авиаперевозчиков, но и аэропортов. Мы будем принимать меры к аэропортам». Первым объектом применения таких мер, пока относительно мягких, стал крупнейший аэропорт России -- Домодедово. «30 октября ему было выдано предписание привести аэродромную технику в соответствие с заявленными пропускными способностями на зимний сезон. Мы отметили явное несоответствие одного другому», -- сообщил г-н Бачурин.
Продолжает развиваться сюжет о претензиях авиационных властей ЕС к соблюдению норм безопасности полетов некоторыми российскими авиакомпаниями. Г-н Бачурин заявил, что те авиакомпании, полеты которых в Европу «Росавиация» и «Ространснадзор» ограничили в июне, после консультаций с ЕС
(см. «Время новостей» от 29 июня), исправляются. «Ограничения с них будут сняты или сильно уменьшены», -- пообещал он. Зато, по его словам, у инспекторов ЕС возникло столько вопросов к OrenAir, что эта компания рискует попасть в черный список Евросоюза. По результатам инспекций она оказалась в общемировой пятерке самых злостных нарушителей норм ЕС среди иностранных авиаперевозчиков. «6 ноября в Брюсселе у нас будут консультации с ЕС по «Оренбургским авиалиниям», -- сообщил г-н Бачурин, дав понять, что вариантов у компании немного: в лучшем случае летать в Европу ей запретит «Росавиация», в худшем -- сами европейцы. Второй случай тяжелее потому, что и добиваться отмены санкций тогда придется не дома, а в европейских инстанциях. К тому же будет создан прецедент: ведь до сих пор ни одна российская авиакомпания не попадала в черный список ЕС, утверждаемый Еврокомиссией.
Для OrenAir это заявление главы «Росавиации» стало неприятным сюрпризом. Первый заместитель генерального директора авиакомпании Денис Чеурин вчера признался «Времени новостей», что замечания у европейских инспекторов по безопасности к его компании действительно были. Однако он утверждал, что все эти замечания должным образом сняты. Об угрозе потерять право OrenAir на полеты в Европу г-н Чеурин, по его словам, узнал вчера из сообщений информационных агентств с пресс-конференции в «Росавиации».