Время новостей
     N°202, 02 ноября 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.11.2007
Нелетное поведение
«Росавиация» оставляет на земле чартеры авиакомпаний, задерживающих рейсы
По итогам летнего сезона авиаперевозок Федеральное агентство воздушного транспорта («Росавиация») наказало российские компании, задержавшие наибольшее количество чартерных рейсов. Агентство урезало их чартерные программы, заявленные на зиму 2007--2008 годов. Главным нарушителем объявлена компания «ВИМ-авиа», она же и подверглась самым жестким санкциям. На вчерашней пресс-конференции руководитель «Росавиации» Евгений Бачурин пообещал впредь привлекать к ответственности за задержку рейса не только авиаперевозчиков, но и аэропорты, где они базируются. «Росавиация» уже выдала Домодедово предписание «привести аэродромную технику в соответствие с заявленными пропускными мощностями».

По другому поводу очень серьезная мера в ближайшее время будет скорее всего применена к авиакомпании «Оренбургские авиалинии» (OrenAir). Г-н Бачурин заявил, что из-за несоблюдения норм безопасности этой компании, вероятно, будет запрещено летать в Европу. Вопрос лишь в том, кто примет это решение: авиационные власти Евросоюза (ЕС) или «Росавиация».

«В целом отлетали мы неплохо», -- сказал вчера г-н Бачурин, представляя журналистам авиационные результаты летнего туристического сезона. По его словам, из 23 592 чартерных рейсов, выполненных российскими авиакомпаниями летом и осенью, только 968 (примерно 4%) вылетели с серьезной задержкой (по классификации «Росавиации» это означает на три часа и более). Однако одни авиакомпании соблюдали расписание хуже, чем другие. В тройку нарушителей вошли «Красэйр» (8% чартеров задержано), «ВИМ-авиа» и OrenAir (по 6%). В абсолютных цифрах самым злостным нарушителем оказалась «ВИМ-авиа». Пассажиры более 200 ее чартерных рейсов провели в аэропортах по три лишних часа и более.

Бороться за регулярность в наступающем зимнем сезоне «Росавиация» решила, урезая проштрафившимся авиаперевозчикам заявки на выполнение новых чартерных программ. Логика тут следующая: задержки рейсов свидетельствуют прежде всего о том, что у компании нет достаточного количества резервных самолетов. Значит, пусть поменьше летают, но побольше бортов держат на всякий случай в резерве. Г-н Бачурин сказал, что заявленные нарушителями зимние программы сокращены на 15--25% (эта цифра колеблется от месяца к месяцу). «Рынок (чартерных авиаперевозок. -- Ред.) растет на 10--15% в год, -- заявил он. -- Поэтому уменьшение чартерных заявок приблизительно на столько же -- это серьезное ограничение».

В качестве примера он привел данные по «ВИМ-авиа». В частности, на январь 2008 года эта компания просила разрешить ей 324 чартера, но «Росавиация» согласилась только на 250. В январе нынешнего года у «ВИМ-авиа» был 321 чартерный рейс. Гендиректор "ВИМ-Авиа" Юрий Таршин сказал вчера вечером Интерфаксу: "Мы только получили согласованный график до 29 марта, поэтому пока не подсчитывали, насколько сократится чартерная программа по сравнению с прошлым сезоном. В новом графике полностью сохранена география полетов, сокращено количество выполняемых рейсов".

А представитель «Красэйр» Юлия Багрышева сказала Reuters, что ее авиакомпания пока не получала каких-либо документов относительно планируемых ограничений, добавив, что доля чартеров в расписании компании невелика.

Коснувшись массовых задержек вылетов, случавшихся в московском аэроузле в сильный туман 27--28 октября, руководитель «Росавиации» заявил: «Здесь есть вина не только авиаперевозчиков, но и аэропортов. Мы будем принимать меры к аэропортам». Первым объектом применения таких мер, пока относительно мягких, стал крупнейший аэропорт России -- Домодедово. «30 октября ему было выдано предписание привести аэродромную технику в соответствие с заявленными пропускными способностями на зимний сезон. Мы отметили явное несоответствие одного другому», -- сообщил г-н Бачурин.

Продолжает развиваться сюжет о претензиях авиационных властей ЕС к соблюдению норм безопасности полетов некоторыми российскими авиакомпаниями. Г-н Бачурин заявил, что те авиакомпании, полеты которых в Европу «Росавиация» и «Ространснадзор» ограничили в июне, после консультаций с ЕС (см. «Время новостей» от 29 июня), исправляются. «Ограничения с них будут сняты или сильно уменьшены», -- пообещал он. Зато, по его словам, у инспекторов ЕС возникло столько вопросов к OrenAir, что эта компания рискует попасть в черный список Евросоюза. По результатам инспекций она оказалась в общемировой пятерке самых злостных нарушителей норм ЕС среди иностранных авиаперевозчиков. «6 ноября в Брюсселе у нас будут консультации с ЕС по «Оренбургским авиалиниям», -- сообщил г-н Бачурин, дав понять, что вариантов у компании немного: в лучшем случае летать в Европу ей запретит «Росавиация», в худшем -- сами европейцы. Второй случай тяжелее потому, что и добиваться отмены санкций тогда придется не дома, а в европейских инстанциях. К тому же будет создан прецедент: ведь до сих пор ни одна российская авиакомпания не попадала в черный список ЕС, утверждаемый Еврокомиссией.

Для OrenAir это заявление главы «Росавиации» стало неприятным сюрпризом. Первый заместитель генерального директора авиакомпании Денис Чеурин вчера признался «Времени новостей», что замечания у европейских инспекторов по безопасности к его компании действительно были. Однако он утверждал, что все эти замечания должным образом сняты. Об угрозе потерять право OrenAir на полеты в Европу г-н Чеурин, по его словам, узнал вчера из сообщений информационных агентств с пресс-конференции в «Росавиации».

Михаил КУКУШКИН