|
|
N°16, 30 января 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Без суверенитета
В новой конституции Татарстана этого слова не будет
Татария готовится принимать новую конституцию. Конституционная комиссия во главе с президентом республики Минтимером Шаймиевым вплотную занимается подготовкой проекта новой редакции основного закона. После обсуждения в парламентских комиссиях документ будет принят Госсоветом в первом чтении. И уже затем, как сказал вчера спикер Госсовета Фарид Мухаметшин агентству Интерфакс-Евразия, проект «будет направлен в районные и городские советы народных депутатов и опубликован в печати для всеобщего обсуждения».
Между тем подготовка новой татарской конституции идет не по велению сердца, а по принуждению. С 1999 по 2001 г. Госсовет Татарстана получил 103 прокурорских постановления с требованием привести республиканскую конституцию в соответствие с федеральным законодательством. Но руководство республики не сдавалось. Г-н Мухаметшин неоднократно говорил о том, что «скорее, надо привести Конституцию России в соответствие с татарской, потому что она принята на год раньше российской (в ноябре 1992 г. -- Ред.) и гораздо демократичнее ее».
Однако решение Верховного суда Татарстана, признавшего 42 статьи республиканской конституции «недействующими и не подлежащими исполнению», а также проигранная битва за свой основной закон в Конституционном суде России сломили сопротивление республиканского руководства.
Пока текст новой конституции не разглашается, поскольку, как сказал начальник правового управления Госсовета Шакир Ягудин, ее положения «только согласуются и утрясаются». Он пояснил корреспонденту газеты «Время новостей», что основное неприятие федерального центра вызывали статьи о татарской государственности. И конституционной комиссии приходится сжав зубы, против своей воли выбрасывать из документа статьи о суверенитете Татарстана, о местном самоуправлении (в Татарии местное самоуправление было только на самом низком уровне -- в деревнях, поселках и малых городах), о гражданстве.
«Это непоследовательная политика, -- полагает г-н Ягудин. -- Десять лет в демократическом порыве строили федеративное государство, а теперь движемся к унитарному. Все пересматриваем в лучших советско-партийных традициях. Нет преемственности. А без преемственности ведь даже семью не построишь».
В Казани постулат о равноправии граждан на всей территории России воспринимается чуть ли не с обидой. «Хотят всех уравнять, -- заявил г-н Ягудин. -- Татарское гражданство отнимают. По новому закону о гражданстве, который готовится в Госдуме ко второму чтению, будем теперь все гражданами РФ».
По мнению г-на Ягудина, надо бы, наоборот, «дать гарантии свободного национального развития всех народов», в том числе и путем укрепления национальной государственности, ибо только это «может гарантировать единство России». «Единство -- в многообразии, -- считает г-н Ягудин. -- И каждый народ должен иметь право строить свою жизнь по своему разумению (будь то татары или чукчи), но в рамках общих законов, общего государства».
Наталья ГОРОДЕЦКАЯ