|
|
N°202, 02 ноября 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В зоне особого внимания
«Королевство» на московских экранах
На военной базе американцев в Саудовской Аравии совершен теракт. Для того чтобы расследовать причины случившегося, на место событий выдвигается группа специальных агентов ЦРУ, которая могла бы без проб пройти кастинг в очередной серии «Фантастической четверки»: Рональд Флери (Джеми Фокс), прирожденный лидер и поклонник старого трэш-сериала «Человек за шесть миллионов долларов», у которого есть к террористам еще и личные счеты; компьютерный дока Адам Льюитт (Джейсон Бейтман); специалист по взрывчатке Грант Сайкс (Крис Купер), олицетворяющий соль американской земли и наконец единственная барышня в команде (но зато с дипломом патологоанатома) Дженет Майерс (Дженнифер Гарнер). Пятым в квартете уже на месте, в Эр-Рияде, оказывается местный полицейский Аль-Гази (Ашраф Бархом), вполне, впрочем, вестернизированный -- в частности, по его собственным словам, он выбрал профессию полицейского, потому что души не чаял в «Зеленом Шершне» с Брюсом Ли. Вместе чудо-герои дают бой распоясавшемуся злу.
Нет ничего проще, чем представить себе «Королевство» заранее, еще не смотря, вопрос будет лишь в том, насколько «глубоко» (по голливудским стандартам) будут прописаны характеры персонажей, а следовательно, каковы шансы на оскаровские номинации. И уж в любом случае над фильмом незримо простер совиные крыла призрак пентагоновско-цэрэушного госзаказа. Борьба с терроризмом -- дело такое, его на самотек пускать никак нельзя.
Впрочем, «Королевство» спасает эстетика. Режиссер Питер Берг (известный еще как сценарист, актер, частый гость телешоу, вполне разносторонний и нестарый еще господин с правильным, если судить по фильмографии, кругом общения) и раньше показывал себя отменным стилизатором, одновременно дотошным и ненавязчивым. В его фильме «Сокровища Амазонки» (2003) был тонко и действенно вызван дух приключенческого кино середины 80-х годов, фильмов о силачах и лианах, о кладах и комических помощниках из числа местных жителей -- в диапазоне от «Романа с камнем» и «Идущего в огне» до «Рэмбо» и «Коммандо».
Неудивительно и справедливо, что в «Сокровищах» на правах знаковой звезды появился, пусть всего на мгновение, Арнольд Шварценеггер, который лет пятнадцать назад смотрелся бы в фильме Берга как влитой. В случае с «Королевством» впору удивляться, почему на мимолетный привет не согласился здесь, например, Харрисон Форд. Ведь Берг в «Королевстве» бойко и по-своему вдохновенно играет в очередной жанр -- громоздкие, как авианосцы, и величавые, будто стратегические бомбардировщики, военно-патриотические боевики, в основе которых может лежать хоть газетная публикация о рассекреченной операции спецслужб, хоть очередной бестселлер Тома Клэнси (к слову, и у нас подобного кино было предостаточно).
Эти превосходные картины (особенно активно их снимали в конце 80-х и в самом начале нулевых годов) были невозможны без заседаний в правительственных кабинетах, стратегических карт и прибытий военных советников на базы на вертолетах, так что советники прикрывали лицо от поднятой винтами арабской ли, африканской или латиноамериканской пыли; без развевающегося на ветру американского флага и титров, которые сопровождали появление каждого нового героя, причем неизменно указывалось не только имя, но и звание, а иногда и награды; без бравурных боевых сцен, в которых, несмотря на творящийся вокруг ад, главному герою было суждено в худшем случае получить ранение или потерять боевого друга. Все это и многое другое, замешенное на куда менее лобовых нюансах, имеется в «Королевстве» в количествах вполне супермаркетовских. И скомпонованы все элементы вполне профессионально -- дух не захватывает, а глаз радуется.
В «Королевстве» нет той мощи, которая приковывала к экрану во время ридлискоттовского «Падения Черного Ястреба» или на первых сценах «Правил боя» Уильяма Фридкина, место первобытной ярости заменил тонкий расчет человека, привыкшего держать не столько автомат (хотя бы и бутафорский), а джойстик максимально приближенного к реальности компьютерного симулятора. Но и это тоже куда как неплохо. Потому что если на полном серьезе видеть в каждой автоматной очереди, доносящейся с экрана, предупреждающий сигнал и отзвук битвы богов, то музы и вправду возьмут да и замолчат надолго.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ