|
|
N°202, 02 ноября 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Посольство Розовой дамы
Фестиваль "Золотая маска" показал русский театр в Эстонии
Фестиваль "Золотая маска" за свои 14 лет много путешествовал, но по России. Последние три года выездные "Маски" проводятся в Эстонии, стране с сильной театральной традицией и сложным общественно-политическим климатом. После волнений, сопровождавших демонтаж памятника советским воинам в Таллине минувшей весной, и провокаций, устроенных активистами движения "Наши" у посольства Эстонии в Москве, казалось, что начинать новые и продолжать уже начатые связи стало сложнее. Но осенью на "Новую драму" приехал молодой таллинский театр NO-99, в театре Et cetera уже сейчас репетирует роль в спектакле Адольфа Шапиро главный режиссер таллинского Linnateater Эльмо Нюганен, а неделя с 27 октября по 2 ноября в Таллине, Тарту, Вильянди и Кохтла-Ярве прошла под знаком российского театра. И на фоне недавнего "похолодания" стала не только культурной, но и терапевтической акцией.
Приветственные обращения эстонского министра культуры Лайне Янес и таллинского мэра Эдгара Сависаара, которые произносились на приеме в средневековой Ратуше, и на открытии в оперном театре "Эстония", выглядели как осознанные политические тезисы. Если коротко, то сводятся они к популярной в Европе идее cultural diversity -- культурного разнообразия, а яснее всех ее выразил мэр Сависаар, известный своими либеральными взглядами на русско-эстонские отношения. Сависаар заметил, что эстонцы и русские -- представители разных культур, что говорят они на разных языках и "поют разные колыбельные своим детям", и этой разности никто не отменяет. Но помимо эстонского, русского или японского существует язык, который понимают все. И это язык искусства. Мысль внятная и вроде как простая, но для нынешнего эстонского гражданского общества очень важная -- здесь многие начинают считать, что в интересах государства дружить с Россией. Так, "золотомасочной" инициативе ART-Forum впервые за три года удалось вписаться в бюджет местного министерства культуры. От этих новых настроений зависит и судьба Русского театра драмы, в котором сейчас идут кадровые перестановки.
В Эстонию привезли пять спектаклей: "Пиковая дама", десять лет назад поставленная Петром Фоменко в Театре Вахтангова, ленкомовское "Пролетая над гнездом кукушки" Александра Морфова, омская "Фрекен Жюли" Евгения Марчелли и два спектакля из Петербурга -- кукольный "Гадкий утенок" и "Оскар и Розовая дама" Театра им. Ленсовета.
Сыгранная в первый вечер "Пиковая дама" собрала битком набитый зал оперного театра "Эстония" и оказалась абсолютно живым спектаклем. Людмила Максакова, Евгений Князев, Юлия Рутберг превосходно держали все фирменные фоменковские нюансы и оттенки, и смешливая, игривая природа его режиссуры будто бы ожила на свежей и очень внимательной публике. Говоря о языке общей культуры, министр Лайне Янес, очевидно, имела в виду как раз такие спектакли -- "красочные" и духоподъемные. Респектабельная двуязычная публика, которая собралась в оперном театре, ждала чуда театра, и она его получила.
Зато омская "Фрекен Жюли", за которую в 2006 году режиссер Марчелли получил спецприз жюри "Маски", вызвала в зале маленького Linnateater иные чувства. Витальная история любовного треугольника была сыграна Екатериной Потаповой, Ингой Матис и Владиславом Пузырниковым с вызывающей смелостью -- ровно с той, с какой зрительнице-эстонке из первого ряда сунули в руки тарелку с жареным мясом. А когда "нечто с одним антрактом" оборвалось на полуслове, оказалось, что эта полуторачасовая вспышка страстей произвела сильное впечатление на русско-эстонский зал, долго и с чувством аплодировавший. Актриса Екатерина Потапова утверждает, что здешняя реакция -- нечто среднее между отчуждением омской публики и горячим приемом "Фрекен" во время региональных "масочных" гастролей.
Отлично прошел и кукольный "Гадкий утенок", получивший в 2006 году "Маску" за лучшую работу художника, притом в Эстонии очень высока собственная культура кукольных и детских спектаклей. А закрывает фестиваль один из главных "масочных" хитов -- "Оскар и Розовая дама", в котором Алиса Фрейндлих шлет "четырнадцать писем к Богу" от имени маленького мальчика, умирающего от рака. И это очень грустный, но наилучший финал для проекта, после которого мало какой министр культуры откажется привезти в свою страну нечто подобное. Пока же ответный шаг за Москвой, и весной на "масочную" ярмарку Pro-театр собираются привезти два спектакля Linna Teater: Пиранделло в постановке Адольфа Шапиро и эстонский мелодраматический эпос "Карин и Индрек. Часть 4" в режиссуре Эльмо Нюганена.
Кристина МАТВИЕНКО