|
|
N°16, 30 января 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Есть ли жизнь в Афганистане
На этот вопрос пытается ответить наш корреспондент
Глава временной администрации Афганистана Хамид Карзай был, наверное, самым благодарным слушателем вчерашней речи «О положении страны», с которой выступил на Капитолийском холме президент США Джордж Буш. Присутствием на ежегодном совместном заседании двух палат конгресса влиятельный пуштунский лидер завершил программу своего визита в Вашингтон, который все называют весьма удачным. Афганский лидер так расчувствовался, что пообещал вместе с США бороться с терроризмом до его «полного конца».
Пообщавшись с Карзаем, Джордж Буш назвал его «человеком, отстаивавшим идеалы свободы перед лицом тирании» и пообещал дополнительные 50 миллионов долларов сверх почти трехсот, уже одобренных администрацией. Однако и эти деньги, и многие другие лишь капля в море тех средств, которые потребуются для восстановления разрушенной до основания страны. В этом ваш корреспондент убедился сам, проведя неделю в Кабуле.
С наступлением темноты улицы афганской столицы очень быстро пустеют. После десяти вечера тишину нарушает только лай собак и дикие вопли автоматчиков, тормозящих редкие правительственные машины: комендантский час. В безоблачном небе над городом висит идеальный мусульманский полумесяц. На улицах, при довольно крепком морозце, совсем нет снега: только сухая пыль. Кстати, безоблачное небо и бесснежная зима -- острая проблема для Афганистана, только не так широко «разрекламированная» за пределами страны, как бесконечная афганская война.
Пятый год в Афганистане стоит засуха. «Если в этом году не будет снега, опять ничего не вырастет» -- эта тема довольно быстро всплывает в любом разговоре с афганцами про их сегодняшнее житье-бытье. Уровень воды в водохранилище, питающем кабульскую электростанцию, упал до критической отметки, так что ток в сохранившихся розетках периодически пропадает. В водопроводе вода появляется на час-полтора в день и выше первого этажа не поднимается. Впрочем, во многих районах города не осталось не только водопроводных труб, но и домов, к которым они могли бы тянуться. Многие горожане живут в руинах былых сражений или просто в морских контейнерах, расставленных в пыли вдоль дорог. Килограмм дров (а их здесь продают на вес) стоит 1500 афгани (1,5 рубля). И немногие семьи могут позволить себе такой расход каждый день.
Надежду на возвращение к нормальной жизни афганцы связывают с иностранной помощью. И еще, разумеется, с тем, что на нынешнем витке истории удастся избежать возобновления боевых действий между многочисленными религиозно-этническими группировками, которые составляют пестрый афганский политический ковер.
За последние 23 года не было ни одного дня, чтобы где-нибудь в Афганистане не воевали. Окончательного мира нет и сейчас. В южных провинциях продолжаются стычки между отрядами антиталибской коалиции и остатками талибов. На северо-востоке неизвестные бандиты разграбили два конвоя с гуманитарной помощью. Но в самом Кабуле войны уже (пока?) нет, если не считать мелочей вроде свежей мины, установленной кем-то возле американского посольства.
Михаил КУКУШКИН, Кабул--Москва