|
|
N°16, 30 января 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Утраченные иллюзии Проста
Никудышный менеджер? Скорее уж плохой дипломат
Ненадолго выглянуло солнышко над версальским дворцом правосудия в пасмурный понедельник 28 января и вместе с робким лучом исчезла призрачная надежда: приняв решение о ликвидации «Прост Гран При» (PGP), суд поставил точку в истории команды, так и не ставшей национальной гордостью.
Из 199 «Гран-при», в которых пилот Ален Прост принял участие, француз выиграл 51 и четыре раза (в 1985, 1986, 1989 и 1993 гг.) становился чемпионом мира. Его погоня за спонсорами оказалась куда менее удачной: PGP, основанная в 97-м году на пепелище «Лижье», не выиграла ни одной из 83 гонок. А ведь начало было многообещающим: «мечта патриота» -- родное шасси, мотор «Пежо», французский пилот Оливье Панис -- и уже в первом сезоне 21 очко и шестое место в чемпионате. Команда заинтересовала французских промышленников. Увы, ненадолго... В начале сезона 99-го года «профессор» позволил себе нелицеприятно отозваться о сотрудничестве с «Пежо», и это стало началом конца. Финал известен: 22 ноября увязшей в долгах «конюшне» было назначено внешнее управление, а после того как менее чем за два месяца до старта сезона не был найден инвестор, способный предоставить достаточные гарантии, шансы на выживание сжались как шагреневая кожа, и вряд ли решение суда о ликвидации команды стало сюрпризом. «Я не рассматриваю это решение как санкцию, -- заявил бледный после заседания Прост. -- Это констатация поражения. У нас была хорошая команда, но нам не хватало средств. Это был мой крест с самого начала, так что сегодня испытываю почти облегчение».
Через 15 дней, а именно такой срок определен юридической процедурой, активы общества, которые по некоторым оценкам составляют 2 млн евро, будут выставлены на продажу. Естественно, они не покроют долги, равные 30,5 млн евро. А 197 сотрудников «Прост Гран При», до последнего уповавших на предложение анонимных итальянских инвесторов, собиравшихся финансировать компанию (по некоторым данным, чуть более 3 млн евро), будут уволены. Можно предположить, что недвижимость команды в Гийянкуре соблазнит какую-то структуру, связанную с автомобильным спортом. Например, ту же Asiatech, подыскивающую земельный участок и завод в парижском районе. Команда с загадочным азиатским капиталом не скрывает планов создать собственный болид. Если только ее не испугает судьба Проста. Ведь сегодня, и особенно после не слишком дипломатичного заявления о «полном поражении Франции», редко кто упустит возможность покритиковать не удавшегося Проста-менеджера.
Но вряд ли стоит забывать, что для таких автомобилестроителей, как Ferrari, Toyota, Mercedes, Honda, BMW, «Формула-1» служит дорогостоящей лабораторией высоких технологий. Общеизвестно, что нельзя рассчитывать на серьезное участие в сезоне, имея бюджет менее 75 млн евро. А ведь команда Проста год назад располагала не более чем половиной этой суммы. Для сравнения можно сказать, что годовой бюджет «Феррари» или «Макларена» составляет порядка 300 млн евро. В прошлом году «Рено» потратила около 100 млн евро на доработку своего мотора V10. И в этой схватке гигантов не один Прост столкнулся с бюджетными проблемами. Достаточно вспомнить, что тот же «Вильямс» смог удержаться на плаву благодаря BMW. А Крайг Поллок («БАР-Хонда») в конце ноября предлагал подумать над сокращением затрат. Но даже всемогущая ФИА бессильна перед натиском интересов автогигантов. Безжалостный мир автоспорта, отражающий положение мировой экономики, сыграл злую шутку с экс-чемпионом, верившим в то, что он самостоятельно спасет команду. И хотя Прост заявил, что он сумеет воскреснуть и останется в «Формуле-1», вряд ли выдающемуся гонщику удастся избавиться от имиджа патрона-неудачника.
Константин КОМКОВ, Гийянкур--Париж