В начале следующей недели Москву посетит премьер-министр Нидерландов Ян Петер Балкененде. 51-летний политик пробудет в России с 5 по 8 ноября, его будут сопровождать министр внешней торговли Франк Хеемскерк и большая делегация бизнесменов. Балкененде встретится со своим коллегой Виктором Зубковым, выступит с лекцией в МГИМО, а также на семинаре, посвященном десятилетию российско-голландской программы обмена менеджерами. Накануне визита Ян Петер БАЛКЕНЕНДЕ рассказал о цели своего визита специальному корреспонденту ИНТЕРФАКСА Ксении Байгаровой -- для "Времени новостей".-- Этот визит отражает многообразие наших отношений. Серьезное внимание будет уделено экономике и торговле, но также и взаимодействию в политической и социальной сфере. Нидерланды, к примеру, внесли вклад в переработку и исправление Гражданского кодекса России, и это стало важным шагом в укреплении верховенства права в России. Острые международные проблемы, такие, как изменения климата и ситуация вокруг Косово, также в повестке дня. Россия -- ключевой игрок в международном сообществе.
-- Экономические связи между нашими странами растут, скоро ли товарооборот между Россией и Нидерландами перешагнет отметку в 40 млрд долларов?-- Статистика, отражающая наши связи, впечатляет (в январе--июле 2007 года товарооборот России с Нидерландами составил 23,9 млрд долл., увеличившись на 12,5% по сравнению с аналогичным периодом 2006 года. --
Ред.). Мы являемся одним из крупнейших инвесторов России. И потенциал наших отношений значителен.
-- Разделяете ли вы озабоченность некоторых западных политиков по поводу агрессивного, на их взгляд, поведения России в энергетической сфере? Россия поставляет в Голландию 30% всей потребляемой нефти...-- Энергобезопасность жизненно важна для наших экономик и зависит от предсказуемости отношений между поставщиками и потребителями. Нарушение порядка в этих отношениях вызывает озабоченность. Но наш опыт свидетельствует, что Россия всегда была надежным поставщиком. Энергетика станет одной из тем моих переговоров с президентом Владимиром Путиным, и дискуссия будет включать в себя отношения в этой сфере между ЕС и Россией.
-- Когда может произойти окончательное оформление сделки по участию голландского концерна «Газюни», 50% акций которого принадлежат государству, в строительстве газопровода «Северный поток»?-- Насколько я понимаю, есть намерение подписать контракт во время моего визита в Россию. Этот проект придаст большой импульс амбициозной цели Нидерландов стать газовым центром на северо-западе европейского рынка. Это хороший пример взаимных инвестиций, которые пойдут на пользу нашим отношениям с Россией в сфере энергетики.
-- Удовлетворены ли вы судьбой проекта «Сахалин-2»? Не осталось ли у вас чувства сожаления после того, как контрольный пакет акций оказался у российского «Газпрома», а доля британо-голландского концерна "Шелл" сократилась?-- В свое время и я, и президент Путин осознали тот факт, что этот проект должен осуществляться взаимоприемлемым образом. В итоге так и произошло, наши переговоры пришли к этому итогу. Сейчас главное -- смотреть вперед и обеспечить успех этому важному и многообещающему проекту.
-- России и Евросоюзу до сих пор не удается начать работу по новому базовому соглашению о сотрудничестве. Как можно урегулировать ситуацию?-- Переговоры по новому соглашению о партнерстве и сотрудничестве приостановлены, но я убежден, что они будут скоро возобновлены. Мы прилагаем все усилия для этого. Евросоюз и Россия -- соседи, сталкивающиеся с общими вызовами. Мы должны сотрудничать. Нидерланды считают, что будущий, более амбициозный договор о партнерстве и сотрудничестве отразил бы интенсивность и всеобъемлющий характер отношений между ЕС и Россией.
-- После 12 декабря Россия скорее всего приостановит действие Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Какова судьба системы контроля над обычными вооружениями в Европе?-- Нидерланды и другие страны НАТО считают ДОВСЕ краеугольным камнем европейской безопасности, и мы будем сожалеть, если Россия приостановит его действие. Важно активизировать переговоры между Россией и НАТО по проблемам безопасности в Европе. Подход должен основываться на диалоге.