Представитель норвежской компании
StatoilHydro, которая на прошлой неделе стала вторым иностранным участником Штокмановского проекта, вчера признал, что пока перспективы получения партнерами «Газпрома» запасов месторождения на баланс неясны. Ранее руководство французской Total, попавшей в проект еще летом, выражало уверенность, что проблем с постановкой своей доли газовых резервов на баланс не возникнет. Но технический директор StatoilHydro в России Анатолий Золотухин вчера был менее оптимистичным. По его словам, компании-партнеры в ближайшее время создадут «некий пул», в рамках которого планируется обсудить роль каждой компании в освоении первой фазы «Штокмана», технические условия реализации проекта, а также модель финансирования проекта. В том числе будет обсуждаться вопрос учета и постановки на баланс запасов «Штокмана», лицензия на разработку которого будет принадлежать дочерней компании «Газпрома» -- «Севморнефтегазу».
«Разрешат ли нам ставить такие виртуальные запасы на баланс? Ведь собственником этих запасов является «Газпром», -- цитирует Интефакс г-на Золотухина. -- Раньше нефтяные компании с такой ситуацией не сталкивались». По его словам, такие вопросы должны обсуждаться не только с самой газовой монополией, но и с американской Комиссией по ценным бумагам (SEC), которая регулирует стандарты раскрытия информации участниками фондового рынка, в том числе и ее достоверность.
Штокмановское месторождение находится на шельфе Баренцева моря и обладает запасами 3,7 трлн кубометров (по данным российской Госкомиссии по запасам). Первая фаза освоения месторождения, которую «Газпром» намерен реализовать совместно с Total и StatoilHydro, предполагает ежегодную добычу 23,5 млрд кубометров в течение 25 лет. Соответственно запасы этой фазы составляют около 580 млрд кубометров. Около 11 млрд кубометров планируется экспортировать по трубе, а вторую часть сжижать и продавать на рынке в виде СПГ (7,5 млн тонн). Total и StatoilHydro должны получить 25 и 24% соответственно в компании, которая создаст инфраструктуру по добыче, транспортировке газа до завода по сжижению и собственно сам завод и на протяжении 25 лет будет оператором этих мощностей. Контрольный пакет останется у российского газового монополиста. Через четверть века после начала эксплуатации инфраструктурные объекты будут переданы на баланс «Газпрома».
Сомнения представителя StatoilHydro можно понять. Иностранным участникам «Штокмана» в предполагаемой конфигурации будет действительно сложно доказать SEC, что они реально контролируют свою долю запасов. Ведь они не только не будут владеть лицензией, но и будут лишены права экспортировать хотя бы часть газа самостоятельно. Более того, такой возможности не будет и у компании специального назначения, в которой они получат доли, поскольку согласно закону «Об экспорте газа» такое право имеют только 100-процентные «дочки» «Газпрома». Таким образом, максимум, что она будет иметь, -- это долгосрочный контракт с «Газпром экспортом» на продажу ему всего газа, произведенного в рамках первой фазы освоения «Штокмана». Будет ли такое соглашение достаточным основанием для SEC -- большой вопрос.