Президент Грузии Михаил Саакашвили вчера лично возглавил операцию по «освобождению» в зоне грузино-абхазского конфликта в селе Ганмухури Зугдидского района пяти грузинских полицейских, ранее разоруженных российскими миротворцами. 39-летний главковерх продемонстрировал грузинской оппозиции,
которая готовит на пятницу беспрецедентный по масштабам митинг в Тбилиси, несгибаемость и бесстрашие власти. Заодно мировая общественность должна была убедиться в назревшей необходимости изменить формат миротворческой операции в Абхазии, тем более что в инциденте оказались замешаны абхазские свиньи.
Версии случившегося расходятся. Помощник командующего миротворцами Александр Диордиев рассказал, что патруль проводил проверку санитарного состояния побережья в связи со вспышкой чумы среди свиней. Из-за этого Абхазия уже два месяца не ввозит в Россию продукты питания. Если карантин не будет снят, россияне останутся на Новый год без абхазских мандаринов. Врачи «голубых касок» помогали проводить мониторинг. Как пояснили «Времени новостей» в штабе миротворцев, «поблизости, в зоне безопасности, в селе Ганмухури Зугдидского района, в километре от линии разделения сторон, находится грузинский патриотический лагерь». Его открыл 26 мая, в День независимости Грузии, сам г-н Саакашвили. В целесообразности размещения лагеря во взрывоопасном регионе
еще в июле засомневался генсек ООН Пан Ги Мун, но Грузия его замечание проигнорировала.
Лагерь патриотов охраняет грузинская полиция. Как именно миротворцы и полицейские вошли в соприкосновение, неясно. По словам миротворцев, когда патруль остановился неподалеку осмотреть территорию на предмет обнаружения погибших свиней, грузинские полицейские заявили, что сожгут бронетранспортер и расстреляют военных, в том числе из гранатометов. Полиция попыталась задержать старшего патруля. В ответ миротворцы окружили и разоружили пятерых полицейских. При этом, как уверяет официальный Тбилиси, трое стражей порядка были жестоко избиты.
Грузия заявляет, что задержание полицейских произошло на территории патриотического лагеря, окруженного семью бронетранспортерами миротворцев. К моменту прибытия Михаила Саакашвили МВД Грузии объявило боевую готовность, сконцентрировало подразделения и, превосходя миротворцев численно, взяло их в кольцо. Телекомпании передавали с места событий кадры о том, как миротворцев теснит сначала грузинская полиция, затем охрана президента, а те стреляют в воздух. В какой-то момент автоматы полицейских и «голубых касок» были направлены уже друг на друга. Это произошло, когда в Ганмухури на вертолетах прибыли Михаил Саакашвили, министры обороны и внутренних дел и мэр Тбилиси.
Президент посмотрел на залитых кровью полицейских и потребовал к себе старшего офицера патруля миротворцев. «Нашему терпению приходит конец. Мы дали приказ защищаться при следующем нападении, защищаться всеми существующими возможностями, а возможностей у нас достаточно, вы хорошо знаете. И передайте вашему генералу Чабану (командующий Коллективными силами по поддержанию мира в зоне грузино-абхазского конфликта. --
Ред.), что я объявляю его нежелательной персоной в Грузии, и в ближайшие дни пусть он покинет территорию Грузии», -- заявил Саакашвили. После этого президент провел для миротворцев небольшой урок географии: «Сухуми -- это такая же Грузия, как село Ганмухури, как Зугдиди, как Тбилиси. Немедленно пусть уезжает. Если еще раз такое повторится, вы вовлечете Россию и Грузию в огромную провокацию. Я вас предупреждаю, что провокационные действия у вас больше здесь не пройдут. Мы настроены очень и очень решительно, чтобы вы это хорошо запомнили. Мы ждем извинений».
Извинений не последовало, поскольку и вины за собой миротворцы признавать не собираются. «Я был готов пообщаться с Саакашвили, но контакта не было, -- заявил генерал-майор Сергей Чабан. -- Без приказа покидать страну не намерен, продолжаю командовать Коллективными силами, контролировать обстановку в зоне грузино-абхазского конфликта. Считаю, что мы полностью выполняем мандат миротворцев, и нарушений его, в том числе по сегодняшнему инциденту, не усматриваю».
Российские миротворцы под эгидой СНГ были введены в зону конфликта в 1994 году. С тех пор погибло 117 военных. Замглавкома Сухопутных войск России генерал-лейтенант Валерий Евневич напомнил вчера, что «грузинские силовики не в первый раз препятствуют миротворцам в выполнении обязанностей в соответствии с мандатом».
Вечером в Тбилиси экстренно собрался совет безопасности, чтобы обсудить дальнейшие действия. В Тбилиси настаивают, что у Чабана давно истек срок полномочий на посту командующего и Грузия не дала согласие на их продление. Чабану не продлевалась виза на пребывание в Грузии, поэтому генерал незаконно находится на территории страны. Грузинские власти также акцентируют внимание на том, что «провокация» миротворцев совпала с активизацией оппозиции. «Это фрагменты большой картины», -- заявил зампред парламентского комитета по обороне и национальной безопасности Николоз Руруа.
В свою очередь Абхазия, давно выступавшая против лагеря патриотов в Ганмухури, выразила вчера свою обеспокоенность. Президент непризнанной республики
Сергей Багапш принял спецпредставителя генсека ООН Жана Арно. По словам сухумского лидера,
Абхазия вынуждена принимать «ответные меры» в связи с продолжающейся милитаризацией Грузии и попытками Тбилиси торпедировать миротворческий процесс. «Наши опасения усиливаются многочисленными вооруженными провокациями, организуемыми грузинскими властями в конфликтных зонах, а также упорным нежеланием Грузии заключить соглашение о невозобновлении военных действий при международных гарантиях, -- заявил Багапш. -- В совокупности эти действия расцениваются нами как подготовка официального Тбилиси к масштабным боевым действиям».