Вчера закончился двухдневный визит в Казахстан министра иностранных дел России Сергея Лаврова. Перед отлетом из Астаны главу российского МИДа и его казахстанского коллегу Марата Тажина принял президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. По словам г-на Лаврова, на встрече с Назарбаевым обсуждался «ход выполнения договоренностей по нашему сотрудничеству в топливно-энергетической, включая и углеводороды и атомную энергетику, а также в космической и гуманитарной сферах». Заодно была «подтверждена наша совместная решимость делать все для дальнейшего продвижения наших отношений». Сергей Лавров рассказал журналистам о том напоминании, что сделал главам МИД России и Казахстана президент Назарбаев: «Дипломатические ведомства двух стран, согласно договоренностям с российским президентом, должны координировать работу всех ведомств по реализации договоренностей, достигнутых на встречах двух лидеров». Была одобрена и российская инициатива о том, что МИДы двух стран будут проводить «ежеквартальную сверку»: «где есть продвижение вперед» и «где есть отставание и какие нужно меры принять, чтобы выполнялось все точно и своевременно». В понедельник министр иностранных дел Казахстана Марат Тажин излучал глубокое удовлетворение после переговоров с Сергеем Лавровым: «Мы впервые отработали такой механизм, который условно назвали «дорожной картой наших двухсторонних отношений», создан еще более плотный механизм консультаций...»
Столь подробное изложение того, как была достигнута в Астане министерская договоренность о «реализации договоренности» между президентами, не случайно. Главе российского МИДа пришлось выслушать от своего казахстанского коллеги не одну просьбу «активизировать рассмотрение» какого-либо вопроса или «ускорить процесс» решения некоей проблемы двухсторонних отношений. Это касалось включения казахстанских космонавтов в формируемые российские экипажи, подготовки нового договора об аренде Россией космодрома Байконур и определения Россией уполномоченной организации для совместной разработки Имашевского газоконденсатного месторождения, расположенного на стыке Атырауской и Астраханской областей. Это имело отношение и к «неурегулированности проблемы транспортировки казахстанского газа (очевидно, на Оренбургский ГПЗ в России. --
Ред.)», и к «взаимодействию приграничных регионов».
Наконец, Казахстан призвал Россию
«активизировать переговорный процесс по вопросу строительства Прикаспийского газопровода», о котором в мае этого года договорились президенты России, Казахстана и Туркмении на встрече в Туркменбаши. Этот призыв Астаны выглядит весьма любопытным, поскольку проливает свет на главную интригу, ставшую преградой в осуществлении этого проекта. Если глава МИД Казахстана публично «обращает внимание» российского коллеги на то, что 1 сентября уже «истек срок», данный президентами трех стран своим правительствам для подготовки межправительственных соглашений, то это означает одно: договоренности срываются по вине Москвы.
По информации «Времени новостей», такую позицию Казахстана разделяет и Туркмения. Ашхабад неудовлетворен ходом переговоров с «Газпромом» о тарифах на туркменский, а возможно, и казахстанский газ, который предполагается транспортировать через российскую территорию. Туркменское руководство считает необходимым в будущем повышать цену на свой газ, не желая останавливаться на цифре в 150 долл. за тысячу кубометров. Сейчас «Газпром» закупает туркменский газ по 100 долл. В Ашхабаде надеются в случае реализации проекта Транскаспийского газопровода на рынки Европы в обход России получать аж до 300 долл. за тысячу кубометров...
С подобными расчетами отправляется через неделю, 5--6 ноября, с визитом в Брюссель президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов. Однако, как утверждают информированные источники «ВН» в штаб-квартире ЕС, туркменский президент вряд ли получит надежные гарантии высокой цены, которую европейцы готовы платить за туркменский газ. Прежде Ашхабад должен гарантировать наличие достаточных запасов газа, чтобы обеспечить им заполнение трубопроводов через Россию, в Китай и Европу одновременно...
В ходе переговоров в Астане глава МИД России еще раз «поддержал необходимость принятия решения в том, чтобы Казахстан стал председателем в ОБСЕ в соответствии со всеми правилами, которые существуют в организации». Стоит заметить дипломатичность Сергея Лаврова, не упомянувшего, что Астана подала заявку на то, чтобы возглавить ОБСЕ уже в 2009 году. Рассмотрение этого вопроса уже во второй раз состоится в конце ноября в Мадриде на совете министров ОБСЕ. В прошлом году решение не было принято из-за отсутствия консенсуса -- по тем самым «правилам», о которых говорил Лавров. Группа западных стран-членов во главе с США и Великобританией не сочла кандидатуру Казахстана приемлемой, поскольку демократические процессы в этой стране и соблюдение прав человека не соответствуют стандартам, принятым в ОБСЕ. Астане дали год «на исправление».
Те изменения, что произошли за это время в Казахстане, не показались Западу шагами в нужном направлении. Право Нурсултана Назарбаева на пожизненное президентство, закрепленное конституцией, формирование однопартийного парламента, уголовные скандалы, сотрясающие руководство Казахстана, -- все это, по свидетельству дипломатических источников «ВН» в ОБСЕ, делает невозможным удовлетворение заявки Астаны на председательство в 2009 году. В Казахстане это тоже хорошо понимают. Похоже, там готовы добровольно под благовидным предлогом перенести свою заявку на 2011 год. Западный блок государств в ОБСЕ может согласиться с этим -- при условии выполнения Казахстаном тех же требований, что предъявлялись ему и раньше. А в 2009 году право возглавить ОБСЕ может быть доверено Литве, претендовавшей на это годом позже, в 2010 году. При необходимости Запад поможет Вильнюсу материально.