|
|
N°15, 29 января 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Андрей Деркач: Административный ресурс непростая штука
Блок «За единую Украину», который возглавляет глава администрации президента Владимир Литвин, станет одним из лидеров парламентских выборов 2002 года -- в его распоряжении мощный административный ресурс и капиталы самых крупных украинских финансово-промышленных групп. Политические конкуренты выбрасывают груды компромата на Литвина и его единомышленников. Объектом внимания генпрокуратуры стал сам Литвин, экс-вице-премьер Сергей Тигипко (его подозревают в незаконных операциях со средствами «Приватбанка»), депутат Андрей Деркач и его отец, бывший глава СБУ Леонид Деркач (Рада призвала прокуратуру проверить факты, изложенные в СМИ, относительно незаконной торговли оружием). Предвыборную борьбу киевскому корреспонденту газеты «Время новостей» Светлане СТЕПАНЕНКО комментирует один из лидеров блока «За единую Украину» Андрей ДЕРКАЧ.
-- Вы верите социологическим опросам, которые прочат первое место на выборах вашему главному конкуренту -- блоку экс-премьера Ющенко «Наша Украина»?
-- Думаю, что большинство голосов все же получит КПУ -- народ не стал жить ощутимо лучше. К тому же в период предвыборной кампании принято решение о ликвидации льгот СП, которые торгуют нефтепродуктами. Это приведет к повышению цен в конце февраля как минимум на 50%. Решение, оправданное с экономической точки зрения, вызовет недовольство населения и будет иметь не слишком приятные политические последствия.
-- Сколько избирателей поддерживают блок «За единую Украину»?
-- 10--11%. Но потенциально около 25% избирателей. Какое количество из них будет голосовать, трудно сказать: 30% населения принимает решение в день выборов. То есть реальные расхождения с соцопросами могут быть значительными.
-- Буквально все СМИ пишут о влиянии административного ресурса на исход выборов. Что вы об этом думаете?
-- Эта истерия в прессе, финансируемая на западные гранты, началась незадолго до нового года. Пишут, что на Украине честные выборы в принципе невозможны, поэтому нужно прислать как можно больше западных наблюдателей. На каждый такой ход можно найти свой метод борьбы: пригласить наблюдателей из стран СНГ -- может быть, тех же московских диссидентов, которым верят. Использование административного ресурса не такая простая штука. На выборах 1998 года я был первым помощником премьер-министра Валерия Пустовойтенко. Он ездил по регионам, агитировал за Народно-демократическую партию. Результат -- 5,2%. Политики, которые идут на выборы, уже были в органах власти, у них есть определенные связи на местах. Это касается и коммунистов, и социалистов Мороза.
-- А тему коррупции поднимает тоже Запад или внутренние силы?
-- Думаю, сами издания. Я, например, как руководитель издательства, не могу редактировать журналистов, иначе это будут уже не СМИ.
-- То есть вы считаете, что инициаторами последних скандалов стали именно внутренние силы?
-- Пусть этот вопрос комментирует генпрокуратура. Все документы поступают туда. Вообще, задача любого блока -- выбить из колеи тех людей, которые представляют реальную силу. Поэтому ставятся вопросы по бывшему вице-премьеру Сергею Тигипко периода 1996 года (один из лидеров блока «За единую Украину». -- Ред.). Насколько объективна эта информация, имеет ли она под собой основания, еще никто сказать не может. Зато запрос уже подан, его раструбят СМИ. Десятки раз по радио и в теленовостях повторили -- избирателя зомбировали. Это один из методов работы с информационными технологиями, «черный» пиар. Население настолько адаптировано к таким скандалам, что уже не реагирует. Отдаленные последствия таковы: властям в принципе не верят, начиная от начальника ЖЭКа и заканчивая высшими государственными институтами.
-- Чем вы объясните тот факт, что большинство предвыборных скандалов связано с вашим блоком?
-- А по-моему, с блоком «Наша Украина» Виктора Ющенко. «За единую Украину» значительно отстает от него по этому показателю.
-- Как вы видите российско-украинские отношения?
-- В следующем составе Рады мы вновь создадим объединение «В Европу -- с Россией!». Стратегическое партнерство наших стран предполагает статус наблюдателя в Евразийском экономическом сообществе, кодификацию -- с учетом совместных действий с Россией -- законодательства в соответствии с требованиями ЕС, согласованную тарифную политику, формирование общей политики по поставкам энергоносителей в Европу. И главное, обогащение наших культур, уход от изоляционизма, придание русскому языку государственного статуса.
-- Виктор Ющенко как-то назвал Кучму своим вторым отцом. Чей блок сегодня ближе к президенту -- «Наша Украина» или блок Литвина?
-- Программа нашего блока является программой президента, так что никто не отрицает, что «За единую Украину» -- партия власти. Что касается «Нашей Украины», то там, по моему мнению, достаточно одиозных фигур, в том числе известных своей антипрезидентской позицией. Так или иначе, блок Ющенко будет представлен в Раде, и с ним придется сотрудничать.
беседовала Светлана СТЕПАНЕНКО