Время новостей
     N°199, 30 октября 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.10.2007
Порты встанут
Докеры Туапсе и Питера грозят забастовкой
Портовые активы владельца Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК) Владимира Лисина в ноябре могут быть охвачены забастовкой: 5 ноября обещает прекратить работу Туапсинский морской торговый порт, а 13 ноября -- морской порт «Санкт-Петербург». Докеры добиваются повышения зарплаты, а руководство портов называет действия профсоюзов провокацией.

НЛМК принадлежит 70% акций порта Туапсе, а морским портом «Санкт-Петербург» владеют две близкие к г-ну Лисину структуры. Совсем недавно трудовые конференции стивидорных компаний потребовали от менеджмента повысить зарплату. В Туапсе, где докеры-механизаторы (самая многочисленная и высокооплачиваемая категория работников порта) получают в среднем более 35 тыс. руб., профсоюз добивается роста оплаты труда на 20%, в Петербурге, где заработок составляет чуть больше 33 тыс., -- на 30%. «Нас не устраивает зарплата, потому что она никак не корреспондируется с инфляцией, -- говорит глава питерского отделения профсоюза докеров Александр Моисеенко. -- Теперь слово за работодателем». Размер зарплаты, который публикуют менеджеры порта, профлидер называет «средней температурой по больнице».

Остановка морпорта «Санкт-Петербург» с грузооборотом около 12 млн тонн в год (это примерно пятая часть грузооборота Большого питерского порта) вызовет перебои в поставках алюминия, никеля, стального проката и угля в порты Европы (могут пострадать интересы «Северстали» и РУСАЛа). Если забастовка парализует деятельность Туапсинского морского торгового порта -- единственной стивидорной компании в Туапсе, последствия могут быть еще серьезнее. Именно через этот порт экспортируются нефтепродукты Туапсинского НПЗ, принадлежащего «Роснефти», -- до 14,5 млн тонн в год наливных грузов. Еще 5,5 млн тонн грузов в год приходится на зерно, уголь и металл. Кстати, сам НЛМК использует Туапсе для отгрузки проката на экспорт.

Намерение провести забастовку вызвало ожесточенную критику в адрес профсоюза со стороны руководителей портов. Они утверждают, что требования 20- и 30-процентного повышения зарплаты не подкреплены никакими экономическими расчетами. В Туапсе решение профсоюзной конференции назвали «наихудшим из возможных вариантов», добавив, что профком порта решил отказаться от ряда предусмотренных законом этапов примирительных процедур -- посредничества и трудового арбитража -- и сразу выбрал забастовку. Менеджмент питерского порта отреагировал еще жестче: «Администрация морского порта «Санкт-Петербург» называет такие действия портового профкома докеров провокационными и популистскими. 24 сентября распоряжением генерального директора Сергея Челядина в компаниях группы подписаны приказы о повышении заработной платы отдельным категориям работников с 1 октября». Порт заявил, что остальные рабочие компании будут получать увеличенное жалованье с начала следующего года. «Информация о готовящемся администрацией повышении окладов и тарифных ставок для лидеров профсоюзного комитета не являлась секретной, -- говорится в сообщении администрации порта. -- Знать о предстоящем повышении и при этом громко заявлять о своем требовании повысить заработную плату -- так профлидеры пытаются заработать популярность».

Питерские докеры, сокращая или останавливая работу, довольно успешно добиваются повышения зарплаты раз в два-три года. Последняя стачка проводилась летом 2005 года, тогда из-за «итальянской забастовки» в отдельные дни и недели порт не выполнял до 10--30% плана. В результате часть минеральных удобрений из Петербурга ушла на порты Прибалтики, а питерский порт недосчитался более 1 млн долл. выручки.

Иван ГОРДЕЕВ