В Брюсселе нашелся высокопоставленный чиновник, который, комментируя идею
строительства газопровода Nabucco из Турции в Австрию, публично назвал вещи своими именами. Им оказался глава секретариата Энергетической хартии, заседающего в столице Евросоюза, Андрэ Мернье. По его словам, этот проект является «мертворожденным ребенком» ЕС. У него нет главного --
достаточных гарантий поставок газа, а значит, нет смысла прокладывать новый маршрут поставок голубого топлива в Европу в обход России.
Европейские чиновники упорно называют проект Nabucco одним из приоритетов в сфере развития инфраструктуры и строят иллюзорные планы по его реализации. Г-н Мернье же не понаслышке знает каспийский регион и Россию. В 2000--2004 годах он служил послом Бельгии в Москве и заодно был аккредитован в Белоруссии, Молдавии, Армении, Грузии, Казахстане, Узбекистане, Киргизии и Таджикистане. А потому его мнение может возыметь действие.
Заявление г-на Мернье о Nabucco цитирует вчерашняя турецкая газета Cumhuriyet. «Реализация проекта в условиях неопределенности в соседних с Черноморским бассейном районах является крайне сложной, -- передает РИА Новости со ссылкой на издание. -- В нынешней ситуации очень трудно предсказать, когда будут решены проблемы Ирана и Ирака, поэтому в условиях повышенного риска и высокой себестоимости (проекта) трудно найти компании, которые будут в него инвестировать... Кроме того, в регионе нет запасов природного газа, достаточных для реализации проекта Nabucco».
Проект Nabucco был предложен как первый вариант поставок в Европу иранского газа (страна занимает второе место в мире после России по запасам газа) и должен был создать реальную конкуренцию импорту трубопроводного голубого топлива российского происхождения. Газопровод протяженностью около 2100 км из Турции (которая имеет сухопутную границу с Ираном и даже закупает у него небольшой объем газа для собственных нужд) должен был пойти в Болгарию, Румынию, Венгрию и дотянуться до Австрии. Пропускная способность планировалась на стандартном уровне -- около 30 млрд кубометров в год, а начальная стоимость -- 5 млрд евро. Однако очевидно, что ни о каких долгосрочных газовых гарантиях со стороны Тегерана в нынешней политической ситуации речи быть не может.
Тем не менее при поощрительном отношении Брюсселя турецкая Botas, болгарская Bulgargaz, румынская Transgas, венгерская MOL и австрийская OMV все же подписали соглашение о создании строительного консорциума. Мысль об отказе от приоритетного проекта, видимо, категорически противна европейским чиновникам. Тем более что сейчас они прилагают колоссальные усилия для получения гарантий поставок в Nabucco туркменского газа. Многочисленные делегации из Европы и Вашингтона убеждают нового президента Туркмении Гурбангулы Бердымухамедова отказаться от продажи газа «Газпрому» и сделать ставку на строительство Транскаспийского газопровода (по нему туркменский газ мог бы попасть в Азербайджан, оттуда по системе Баку--Тбилиси--Эрзерум в Турцию и далее в Nabucco). Одобрения ждут от туркменского лидера в преддверии его визита в Брюссель в начале ноября, где, как полагают, может решиться судьба каспийского газа и Nabucco. Именно с этим был связан оптимизм немецкого министра экономики Михаэля Глосса, который недавно выражал уверенность, что документы по строительству Nabucco будут подписаны до конца октября.
Правда, не стоит забывать, что даже если г-н Бердымухамедов дипломатично согласится сотрудничать в этом направлении с Европой -- а, скорее всего, так и случится, -- то это не будет означать гарантию поставок. Необходимый для загрузки трубы из Турции в Австрию газ нужно добыть, а также построить газопровод по дну Каспия.