В минувшую пятницу вступил в силу приговор
по скандальному делу «оборотней в погонах» -- бывшего генерала МЧС Владимира Ганеева и сотрудников МУРа Юрия Самолкина, Николая Демина, Вадима Владимирова, Игоря Островского, Евгения Тараторина и Александра Брещанова. Рассмотрев их кассационные жалобы, в которых подсудимые требовали вынесенный ранее приговор Московского окружного военного суда (МОВС) отменить как несправедливый, а их самих оправдать, Военная коллегия Верховного суда РФ признала их претензии несостоятельными. Вместе с тем суд несколько скорректировал формулировки обвинения, благодаря чему всем осужденным сроки наказания были снижены на два-три года.
Скандальное дело о коррупции в правоохранительных органах началось 23 июня 2003 года, когда несколько сот сотрудников Генпрокуратуры, ФСБ и Главного управления собственной безопасности (ГУСБ) МВД РФ одновременно провели серию задержаний и обысков. Еще когда операция только начиналась, тогдашний глава МВД Борис Грызлов с помпой объявил, что ее целью являются «оборотни в погонах» -- сотрудники спецслужб, занимавшиеся криминальным бизнесом.
По версии следствия, бывший глава службы безопасности МЧС генерал Ганеев и двое сотрудников МУРа -- полковники Самолкин и Лысаков (последний до сих пор находится в розыске) -- еще в середине 90-х годов организовали преступное сообщество, в которое вошли еще около десятка сотрудников МУРа. По данным прокуратуры, они занимались вымогательством денег и «крышеванием» коммерческих структур под угрозой насилия и уголовного преследования. Тем, кто не соглашался с ними сотрудничать, милиционеры подбрасывали оружие или наркотики, фабриковали доказательства, на основании которых люди попадали в тюрьму. В ходе операции против «оборотней» следователи изъяли у подозреваемых несколько миллионов долларов и «черную бухгалтерию» -- записи о том, с кого и сколько денег они получили и т.д.
Процесс по «основному» делу «оборотней» начался в марте 2005 года. Выездная коллегия МОВС рассматривала его в условиях повышенных мер безопасности непосредственно в СИЗО «Лефортово». Тогда на скамье подсудимых оказался, по версии следствия, «костяк» преступного сообщества в лице генерала Ганеева и шестерых сотрудников МУРа (некоторые члены банды были задержаны позже, и суд над ними до сих пор продолжается, еще несколько остаются в розыске). Приговор был оглашен 6 сентября прошлого года. Все подсудимые были признаны полностью виновными в создании преступного сообщества и участии в нем, в превышении должностных полномочий, незаконных операциях с оружием и наркотиками, вымогательстве, фальсификации доказательств и незаконных задержаниях. Ганеева и Самолкина суд приговорил к 20 годам колонии каждого, Демина -- к 18, Тараторина, Островского и Владимирова -- к 16 годам каждого, Брещанова -- к 15 годам колонии. Кроме того, МОВС лишил всех осужденных званий и госнаград.
Сами подсудимые и их адвокаты сразу же заявили о решимости опротестовать приговор МОВС, назвав состоявшийся процесс «имитацией правосудия». В своих кассационных жалобах в Верховный суд (ВС) они просили дело против них прекратить «за отсутствием доказательств». Защита муровцев настаивала, что все улики против них, фигурировавшие в деле, были собраны или оформлены с нарушением уголовно-процессуальных норм, а потому должны быть признаны ничтожными.
Военная коллегия ВС, однако, никаких серьезных недостатков в приговоре МОВС не обнаружила, признав, что вина подсудимых «по большинству вменяемых преступных действий подтверждается». Вместе с тем суд несколько изменил квалификацию некоторых обвинений. Так, ВС прекратил уголовное дело в отношении генерала Ганеева по ст. 191 (незаконный оборот драгметаллов и драгоценных камней), поскольку по этому преступлению истек срок давности. Кроме того, с него было снято обвинение в соучастии в незаконном обороте наркотиков. Подобные корректировки коснулись и обвинений в адрес всех остальных подсудимых. В результате ВС посчитал возможным несколько снизить сроки наказания осужденным: Ганееву и Самолкину -- до 18 лет колонии, Демину -- до 16 лет, Владимирову и Островскому -- до 14, а Тараторину и Брещанову -- до 13 лет.
После этого решения приговор по делу «оборотней в погонах» вступил в законную силу. Хотя осужденные и их адвокаты могут еще раз попытаться обжаловать его в порядке надзора в президиум ВС. Кроме того, еще ранее адвокаты осужденных не исключали возможности обращения в Европейский суд по правам человека.