Массовые митинги
в поддержку сохранения Владимира Путина в качестве фактического правителя страны после окончания его законных президентских полномочий, прокатившиеся в последнюю неделю по России -- от Камчатки до
Чечни, не должны никого обманывать. В сегодняшней России
не может быть никакого реального массового движения в поддержку президента страны. Причем любого, а не только Путина. Потому что главное достоинство нынешней власти в глазах населения -- ее невмешательство в частную жизнь уставших от исторических потрясений филистеров. Они не хотят никого поддерживать, они хотят, чтобы власть их просто не трогала.
Независимо от того, по чьей инициативе они проходят -- то ли местные власти пытаются выслужиться, то ли появилась директива с федерального уровня, а также независимо от количества участников и их истинных политических убеждений эти массовые акции не могут служить надежной опорой для партии сторонников пожизненного президентства Путина. Природа внутренней политики сейчас такова, что любая уличная акция, санкционированная властью, изначально пиар-ход, самообман. Потому что реальные проявления уличной политики, протестной по своей сути, у нас проходят по части другой России -- в кавычках и без. И уж точно не санкционируются самой властью.
Формально президенту России ничего не угрожает. У него нет никакой сильной легальной оппозиции, его политика в общем и целом устраивает основную массу населения. Как раз то самое большинство, которое уж точно никогда не ходит по своей воле на митинги и явно не станет защищать никакую власть в случае, если ей действительно что-то будет угрожать. Из участников этих уличных демонстраций административного ресурса как раз легко при первой необходимости построить колонны для митингов и с антипутинскими лозунгами: если, конечно, поступит такое указание.
Вообще даже как-то странно просить остаться президента, который по возрасту и здоровью еще вполне успеет баллотироваться на законный третий срок и у которого есть команда единомышленников (послушать официальную пропаганду, так почти целая страна единомышленников). Ну подумаешь, уйдет на время -- любой преемник (а никто не сомневается, что президентом станет именно тот, на кого укажет Путин, если даже у непопулярного в момент ухода первого президента России Бориса Ельцина легко получился такой трюк) по идее должен продолжать путинскую политику. В чем проблема? В том, что нечего продолжать или не на кого оставить вертикаль власти?
Впрочем, проблемы нынешней власти не тема данного текста. Здесь речь об уже доказавших порочность и бессмысленность попытках рекрутировать толпу для изображения массовой поддержки власти населением. Ведь принципиальная общая черта советских режимов разных эпох и сегодняшнего российского как раз состоит в максимальном удалении народа от участия в политике. Так что, неся заранее заготовленные местным начальством лозунги на организованных уличных акциях, народ вовсе не становится участником политического процесса. Уход или неуход Путина с поста президента будет определяться отнюдь не этими марионеточными манифестантами, которым велели поучаствовать в «правильных» уличных акциях. Народ может быть подключен к практическому решению проблемы третьего срока, только если думские выборы наша власть -- вслед за спикером Госдумы Борисом Грызловым -- публично объявит референдумом о доверии Путину, первому номеру списка «Единой России». И после них отменит президентские выборы-2008.
Вот если бы, скажем, 90% населения не пришли на парламентские выборы или большинство вдруг проголосовало против «Единой России», тогда еще можно было говорить о возможности какого-либо участия «простых людей» в управлении страной. А так -- чисто советский вариант: ну ходили люди толпами на демонстрации по случаю очередной годовщины Великого Октября, ну голосовали за нерушимый блок коммунистов и беспартийных во время квазивыборов. А когда этот блок, точнее, КПСС довела страну до ручки, больших толп защитников СССР и «красной идеи» на улицах не наблюдалось. Зато весьма небольшому числу людей, которых вывели на улицы их действительные гражданские убеждения, удалось решить судьбу августовского путча и Союза в 1991 году. Та улица была улицей правды, на нее люди выходили сами и за идею, а не по просьбе начальства и за отгул.
Но сейчас мы живем на улице политической неправды. Там, где оппозиция автоматически приравнивается к врагам страны. Где единственные или доминирующие мотивы вступления в партию начальства -- личная карьера и инстинкт самосохранения. Где демонстрация лояльности вышестоящему начальству -- пустой, ничего не значащий этикет.
На улицы российских городов выходили и, видимо, еще будут выходить вовсе не сторонники Путина, хотя я убежден, что подавляющее большинство манифестантов искренне хорошо относятся к своему президенту. Но они так же легко будут выходить на улицы в поддержку любого другого президента, если им скажут. Независимо от того, нравится он или нет. Им все равно. Лишь бы отвязались...