|
|
N°199, 30 октября 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Черные» и «партейные»
Две книги об актуальных проблемах реальной политики
Две представляемые сегодня книги имеют совершенно разные прагматические задачи. Но при этом обе они посвящены самым актуальным вопросам текущей политической повестки.
Впереди век расизма?
Владимир Малахов. Понаехали тут... Очерки о национализме, расизме и культурном плюрализме. -- М.: Новое литературное обозрение, 2007.
Нетолстое собрание статей доктора философских наук, преподавателя Высшей школы социальных и экономических наук Владимира Малахова хотя и выдержано в нейтрально-академической манере, несет в себе заявку на взрывной потенциал. Взрывной, разумеется, в исключительно интеллектуальном, а не каком-то другом, нехорошем смысле.
При этом абсолютное большинство включенных в книгу этюдов не претендует на что-то большее, чем быть сугубо методологическим введением к предметному обсуждению обозначенных в подзаголовке тем: национализм, расизм, культурный плюрализм. На протяжении последних пятнадцати примерно лет Владимир Малахов деловито, упорно и последовательно проводит работу по прочистке общественного сознания -- в тех областях, где действительно «накипело» и эмоции вместе с приклеенными к ним идеологическими клише часто затемняют нашим согражданам здравый смысл. Перед нами итоговый сборник.
Сквозной авторский тезис -- революционным его не назовешь, но в контексте отечественных дискуссий он выглядит неожиданно -- заключается в том, что этническая составляющая текущей политической реальности сильно преувеличена. Владимир Малахов исходит из либерально-демократического понимания нации как сообщества граждан, но констатирует, что расхожей является совсем другая, морально устаревшая и фактически ошибочная -- этническая -- модель нации. Расхожей не только в России, но у нас она практически является безальтернативной и разделяется даже теми, кто относит себя к просвещенному слою. За разного рода политическими спекуляциями на тему «национальной идентичности», «межнациональных конфликтов» и даже хантингтоновского «столкновения цивилизаций» стоят две основные логические ошибки.
Первая -- это неумеренное преувеличение национальных свойств, за которыми видятся чуть ли не биологические, в духе Льва Гумилева, константы. «Армянскость», «татарскость» или «русскость» -- все это фантомы некоторой якобы не подверженной изменениям внеисторической сущности. Кажется удивительным, что следы такого поистине мифологического восприятия обнаруживаются на каждом шагу не только в обыденном массовом сознании, но и в публичном, в том числе академическом, дискурсе. И не просто как речевые отрыжки, но и как побудительные стимулы к вполне конкретным политическим действиям.
Вторая ошибка, из первой прямо вытекающая, -- это восприятие проблем миграции в культурно-психологическом ключе. «Черные», «хачики», «чурки», «лица кавказской национальности»: за всеми этими оскорбительными ярлыками стоит представление о наборе определенных свойств, которыми наделены приезжие. Таких, как якобы склонность к криминальному поведению, нежелание ассимилироваться, «естественная» тяга к «своим» -- все то, что провоцирует конфликты на «национальной» почве. Фактически же дело обстоит прямо противоположным образом: мигранты обречены замыкаться в этническом гетто, потому что принимающая сторона, вооруженная бюрократическими и милицейскими ресурсами, воспринимает их сквозь этническую призму.
Автор книги не отрицает существования культурной дистанции между «коренными» жителями крупных российских городов и мигрантами с юга, но подчеркивает, что она обусловлена «особенностями социализации и приобретенными в результате навыками поведения... Это дистанция между сельскими жителями и горожанами, жителями маленьких городков, привыкшими к плотным сетям межличностных контактов, и жителями мегаполисов, в которых царит анонимность». С другой стороны, обсуждение отечественной ситуации в модных терминах западного «мультикультурализма» непродуктивно, так как в нашем случае «инакость» мигрантов выдуманная. На деле те являются представителями единой советской цивилизации, проходившими социализацию в тех же школах, армии, профсоюзах и т.д., что и жители центральных регионов.
Впрочем, критикой общих мест российского общественного дискурса автор книги не ограничивается. Он останавливается на логических изъянах ряда западных теоретических доктрин и политических практик. В частности, демонстрирует устойчивость расизма, который претерпел перевод с вульгарно-биологического на сублимировано-культурологический язык, не избавившись от своей сути -- натурализации социальных различий. После серии крупных терактов начала 2000-х годов резко возрос шанс на то, что начинающийся век станет новым расцветом расизма во всех его возможных ипостасях.
Как крепить ряды
Технология создания партии. Учебное пособие./ Под ред. А. Чадаева, В. Быковой. -- М.: Европа, 2007.
Сухим языком технической инструкции оставшиеся анонимными авторы (или автор?) этой брошюры ведут неторопливый, чурающийся внешних эффектов рассказ о том, как в условиях текущей политической конъюнктуры создавать, взращивать и вести к новым победам Партию. Как крепить ряды партийного единства. Как завоевывать и удерживать сторонников Партии, как контролировать деятельность партийных отделений, как вести партийную агитацию и пропаганду.
Авторы не отлынивают и от черной работы: детально расписывают механизмы формирования партийной ячейки «снизу»; представляют процедуру вступления в Партию и исключения из нее; предлагают усидчивому читателю перечень всех случаев, в которых Партия может и должна принимать участие в выборах, -- в буквальном соответствии с законом «О политических партиях», разумеется.
Со всей полнотой ответственности они сообщают о том, что секретарь партийного отделения «совместно со своим заместителем должен быть в курсе дел большинства членов отделения, не терять их из виду, проявлять интерес в случае неявки членов отделения на собрания, быть в курсе их проблем». Не забывают и о том, что при проведении общего собрания членов Партии «следует предусмотреть организацию кофе-пауз в перерывах, если предполагается, что собрание будет длиться более трех-четырех часов». А также напоминают, что «кандидатов на выборные посты необходимо выдвигать с тем расчетом, чтобы они справлялись с будущей должностью».
Да, пусть порой и кажется, что авторы слегка пережимают с педантизмом, но такова уж их задача: написать учебное пособие для начинающих партстроителей. Не совсем ясно, правда, к чему создавать партии, когда Партия уже существует и благоденствует. Возможно, книга призвана помочь младшим братьям Партии -- тем, которые обещают сделать Россию справедливой? Это вряд ли, те наверняка в совершенстве владеют искусством написания пресс-релизов и организации кофе-пауз. Вероятнее всего, брошюра предназначена для проведения экспресс-экзаменов среди молодой поросли Партии, хотя и за это нельзя определенно поручиться. Но как бы то ни было, книга наверняка дойдет до своего адресата...
На самом деле слово «партия» в представляемой книге пишется, разумеется, со строчной. Что не может сбить с толку политически грамотного читателя. Завершается брошюра оптимистично: твердо, хотя и не без глубоко затаенной встревоженности, авторы взвешивают конкурентные преимущества Партии в свете будущих выборов. Потому что «в новой ситуации в 2009 году «Единой России» необходимо оставить за собой роль правящей партии».
Василий ШЕВЦОВ