|
|
N°15, 29 января 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Из-под земли достали
Москва отказывается от защиты времен «холодной войны»
Российская армия в ближайшие дни готовится преподнести сюрприз окружающему миру. В рамках реформирования российских вооруженных сил произойдет сразу несколько знаковых событий, подтверждающих, что «холодная война» Востока и Запада окончательно завершена. Меняется основополагающий принцип, на котором базировалась оборона страны после Великой Отечественной. Москва отказывается от ежесекундного ожидания того, что коварный враг нанесет неожиданный ракетно-бомбовый удар по российской столице. Дежурные смены войск противовоздушной обороны страны впервые за последние сорок с лишним лет поднимутся на поверхность из подземных бункеров, рассчитанных на прямое попадание ядерного боезаряда. Серьезные реформы ожидают и саму структуру ПВО центральной России: расформированию подлежит Московский округ (МО) ВВС-ПВО -- единственная в своем роде структура в составе российской армии, отвечавшая за воздушное прикрытие так называемого центрального промышленного региона.
Последние приготовления к подъему на поверхность дежурных смен Центрального командного пункта (ЦКП) ВВС-ПВО были завершены еще под руководством прежнего главкома Анатолия Корнукова, который ушел в отставку в связи с достижением предельного возраста службы две недели назад. Генерал Корнуков пояснил газете «Время новостей», что уже «с февраля дежурство будет постоянно осуществляться в подготовленном для этого наземном комплексе зданий ЦКП». Чтобы понять, насколько революционным является этот шаг, необходимо пояснить, что начиная с 1961 года дежурные расчеты ЦКП противовоздушной обороны страны, непрерывно сменяя друг друга, круглосуточно несли боевое дежурство на глубине более сотни метров от поверхности земли. Глобальная война Востока и Запада казалась неизбежной, главной целью в планах первого удара и одной, и другой стороны значились столицы. В них было сосредоточено политическое и военное руководство, основные системы связи, управление вооруженными силами, экономикой, транспортом. Советский Союз с его жестко централизованной государственной системой был особенно уязвим в этом смысле, поэтому надежное прикрытие Москвы было приоритетной задачей армии всю вторую половину минувшего века. Не считаясь со средствами, Кремль разворачивал вокруг нее все новые и новые авиаполки истребителей-перехватчиков, лихорадочно строились позиции зенитно-ракетных комплексов, создавалась уникальная система «противоракетной обороны Москвы и центрального промышленного региона». Специально для защиты столицы был создан и Московской округ ПВО -- единственное в составе вооруженных сил «оперативно-стратегическое объединение» подобного типа (когда-то существовал еще Бакинский округ ПВО, целью которого было прикрытие стратегически важных нефтеразработок на Каспии, однако его расформировали еще задолго до распада СССР). МО ПВО имел и совершенно особый статус, недаром же для того, чтобы стать «противовоздушным главкомом», нужно было почти в обязательном порядке сначала покомандовать округом: в российские времена именно этим путем прошли генералы Корнуков и Прудников, в советские -- Батицкий и Колдунов.
Впрочем, запланированные реформы отнюдь не означают принципиального отказа от обороны страны в случае угрозы агрессии, а лишь делают наши военные приготовления несколько более рациональными. По словам Анатолия Корнукова, «выход ЦКП из-под земли» запланирован лишь на мирное время: в случае обострения международной ситуации (на военном языке -- «в угрожаемый период») дежурные смены вновь спустятся в защищенные бункера. Поэтому знаменитое «подземелье» главного штаба ВВС-ПВО (это целый подземный город, в котором более тысячи военнослужащих могут вести многомесячное автономное существование, даже если все наверху будет сметено ядерным ударом) предполагается не ликвидировать, а лишь «законсервировать», выделяя деньги только на поддержание оборудования «подземелья» в работоспособном состоянии. Кстати, судя по всему, именно финансовые проблемы и стали первопричиной предстоящего «подъема с глубины»: по имеющимся данным, годовое содержание ЦКП ПВО обходилось в астрономическую для российской армии сумму 110 млн долларов.
Запланированное вслед за этим расформирование МО ВВС-ПВО вызвано уже не столько финансовыми, сколько организационно-штатными проблемами российской армии. По утвержденным в российском Совбезе планам, до 2005 года округ должен был сократиться на 7 тысяч военнослужащих, в том числе ликвидировать требовалось более 100 генеральских и офицерских должностей в его штабе. Однако недавно Кремль кардинально откорректировал эти планы и предложил военным уложиться с сокращениями МО ВВС-ПВО до конца нынешнего года. В итоге уже к концу нынешней недели завершится формирование 16-й воздушной армии, в которую войдет значительная часть военно-воздушных подразделений округа. Прикрывающие собственно столицу средства ПВО будут преобразованы в некое «командование специального назначения», а ряд подразделений перейдет в подчинение соседних армий ВВС-ПВО. В том числе и в состав формируемой сейчас единой российско-белорусской группировки, которая уже с конца этого года должна обеспечивать «отражение воздушно-космической угрозы» на западном направлении. Впрочем, хотя Кремль и демонстрирует Западу свои миролюбивые намерения, полностью отказываться от прикрытия российской столицы он пока не спешит. Военным уже обещано, что после окончания испытаний первые зенитно-ракетные комплексы нового поколения С-400 «Триумф» будут поставлены в нынешнем году на боевое дежурство именно в системе противовоздушного прикрытия Москвы.
Юрий ГОЛОТЮК