|
|
N°198, 29 октября 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
По мановению руки
Большой симфонический оркестр открыл сезон
Двумя концертами в Большом зале Консерватории Большой симфонический оркестр имени Чайковского начал сезон, в котором его художественный руководитель -- Владимир Федосеев -- отмечает два юбилея: 75-летие со дня рождения и 50-летие творческой деятельности.
Тех, кто знаком с биографией Федосеева, должна удивить вторая дата -- ведь дирижер провел за пультом уже больше чем полвека. Сам Федосеев, однако, считает истинным началом своего творческого пути приглашение Евгения Мравинского продирижировать Четвертой симфонией Чайковского в Ленинградской филармонии. С БСО же маэстро связывает 33 года совместной работы: удивительное «федосеевское» звучание -- мягкое, теплое, насыщенное -- не удается повторить ни одному из дирижеров, работавших с этим коллективом.
Маэстро Федосеев немало работал в Европе (возглавлял Венский симфонический оркестр, не раз ставил оперы в Германии; сейчас готовится к постановке «Бориса Годунова» в Цюрихе), и потому концерты стали музыкальным мостом между европейской и отечественной культурой. В первый вечер, 20 октября, «Торжественную мессу» Бетховена вместе с БСО исполняли венский хор «Зингферайн», состоящий из музыкантов-любителей разных профессий, и интернациональная команда солистов. 26 октября в литературно-музыкальной композиции «Война и мир» Федосеев объединил фрагменты из романа Льва Толстого с музыкой Прокофьева, Бетховена и Чайковского.
В «Торжественной мессе» оркестр звучал жестче, чем обычно. Федосеев лишил опус Бетховена всякого намека на сантимент. Месса и вправду стала духовной музыкой, все исполнители -- от оркестра до солистов -- участвовали в самозабвенном служении. Голоса певцов Красимиры Стояновой (Болгария), Ивонн Неф (Швейцария), Герберта Липперта (Австрия) и Роберто Скандбюцци (Италия) продолжали и дополняли друг друга, никто не выбивался из общего строя, и порой казалось, что это звучат не голоса, а струны еще неизвестного человечеству инструмента, который подчиняется движению дирижерской руки.
Сочинив свою версию «Войны и мира», Федосеев основательно обновил хрестоматийный жанр литературно-музыкальной композиции. У него получилась жесткая, очень компактная структура, в которой музыка продолжала текст, а слова придавали весомость и конкретность музыкальным фразам. Впрочем, слов было немного. От огромного массива романа дирижер оставил всего четыре фигуры, воплотившие образы войны и мира: Наполеон и Кутузов, Наташа Ростова и Андрей Болконский. За военную тему отвечал актер Михаил Филиппов, о мирной напомнила актриса Дарья Мороз.
Музыкальные портреты великих полководцев Федосеев нарисовал Третьей «Героической» симфонией Бетховена. Поначалу она была посвящена Наполеону Бонапарту. Композитор преклонялся перед первым консулом, считая его величайшим из людей своей эпохи, но потом разочаровался в кумире и так рьяно стирал посвящение, что однажды протер дыру на первом листе партитуры. Для Наташи и Андрея дирижер выбрал вальс из «Войны и мира» Прокофьева. Оркестр исполнял его чуть медленнее, чем обычно, подчеркивая сквозящие в музыке грусть и тревожные предчувствия. Но, невзирая на смерть князя Андрея, победа осталась за нами -- об этом напомнила увертюра Чайковского «1812 год». Исполняя ее, дирижер как будто превратился в полководца, смело направляющего в битву войска. Его напор был таким несокрушимым, что стало ясно, почему французы, слушавшие федосеевскую «Войну и мир» в Каннах на Фестивале русской культуры, аплодировали стоя.
Ольга РОМАНЦОВА