|
|
N°198, 29 октября 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Повод встретиться -- МOST
Актуальная артжизнь Санкт-Петербурга
Тут много забавных совпадений. В Москве самым успешным и модным выставочным центром молодого российского искусства стал «Винзавод». В Петербурге галерея новехонького арта и дизайна под многообещающим названием «Глобус» открылась в июне на бывшем «Хлебозаводе». Поводом подтвердить вечную дружбу вина и хлеба стала гастроль москвичей, привезших благодаря Spiderprojekts в «Глобус» выставку художника с говорящим в данном случае именем МOST.
Картины MOST в стиле граффити, ловкие в дизайнерском смысле и интересненькие в смысле мультяшной депрессивности под лозунгом британских панков No future, точно соответствуют приятной атмосфере «Глобуса» -- разом богемной, эстетской и гламурной, с бутиками модных шмоток, дизайнерскими лофтами, шоурумами, огромными заводскими цехами -- шедеврами советского индастриал-стайл. Заведуют «Глобусом» братья-архитекторы Архипенки. Они приручили три огромных этажа бывшего «Хлебозавода». На главном -- пятом -- провели уже две выставки: модного британского скульптора Эндрю Логана совместно с дизайнером из России Иреной Куксенайте и модного же -- по причине монгольского происхождения и работы с брендами «этника» и «эзотерика» -- художника Батзорига Дугарсурена. MOST -- третий.
Символично и то, что «Глобус» находится в десяти минутах ходьбы от ветерана артжизни альтернативного Петербурга -- галерейного центра «Пушкинская, 10». Сейчас, увы, «Пушкинскую» точнее назвать не центром, а «комплексом». От былой славы остались несколько галерей -- хранителей выветривающегося духа советского нонконформизма. Адекватное, работающее с современным концептуальным материалом, место в «Пушкинской» одно: галерея Navicula Artis. Художественное руководство в галерее осуществляют ученики культового в Петербурге историка искусств Ивана Чечота (Глеб Ершов, Станислав Савицкий и другие). В день открытия MOST в Navicula был вернисаж абсолютно безбашенных психоделических комиксов автодидакта, никогда нигде не обучавшегося рисованию инженера Михаила Ефременко. Если у MOST -- вектор в сторону модного дизайна, то у Ефременко -- в сторону альтернативного кино славных ленинградцев Котельникова и Юфита.
«Глобус» не претендует на статус интеллектуальной лаборатории современного искусства. Похоже, его цель -- стать центром молодого, модного, продвинутого Петербурга. И он к ней успешно идет. Постоянные посетители «Глобуса» -- двадцати-, тридцатилетние художники из сквота на проспекте Непокоренных. Они получили в бывшем гиганте советской промышленности целый этаж (меценатская поддержка частного бизнеса). Обустроили его стильно. Живут там, трудятся, гуляют по крыше. На Питер любуются. Московским гостям показали свое искусство -- умеренно радикальное, внятно соц-артистское, рифмующееся неожиданно с живописью молодых американцев, что висит сейчас в Генеральном штабе Эрмитажа (см. «Время новостей» от 25 октября).
Как в Петербурге, так и в Москве существует проблема безудержной адаптации современного искусства к потребительским вкусам, превращение его из хорошего интеллектуального приключения в развлечение. Пытаются противостоять этой тенденции в Москве ГЦСИ, Институт современного искусства, отдел новейших течений Третьяковки; в Петербурге -- ЦСИ, институт ПроАРТЕ, отдел новейших течений Русского музея. Пожалуй, программы ПроАРТЕ дают всем фору. Они и интересны, и разнообразны, ясны по сценарию и имеют точный адресат. Этой осенью особенно удался фестиваль «Новое искусство в традиционном музее». Куратор нескольких выставок, старший научный сотрудник Русского музея Олеся Туркина провела потрясающе интересную экскурсию по Пулковской обсерватории. Молодые художники (Петр Белый, Юлия Страусова, Людмила Белова, Елена Губанова), а также мэтры (Иван Говорков, Сергей Бугаев-Африка) всяк по-разному испытывали почтенное мудрое пространство звездосчитания и светилоизучения на способность контакта с новым искусством. Есть контакт! И еще какой!
Неплохо, что искусства интеллектуальное и зрелищное также сделали шаг навстречу друг другу. Четвертой выставкой «Глобуса» планируется проект «Метро» новой звезды российского мультимедиа Ильи Трушевского. Я видел несколько его работ (в том числе на Второй Московской биеннале, на выставке номинантов прошлогодней премии «Инновация», теперь вот в музее железнодорожного транспорта Петербурга с инсталляцией «Вагон»). Во всех случаях Илья демонстрирует умение работать с сенсорной, визуальной памятью зрителя на тончайшем уровне сознания, да и подсознания тоже. Его внимание сосредоточено на том корпускулярном движении материи в пространстве, что пренебрегаемо нами в повседневности. Ведь не ценим же мы уже блики света на стеклах мчащегося состава или синкопы кляцающих рельсовых стыков. Трушевский возвращает нам драгоценность переживания этой звуковой, пространственной, визуальной обыденности, чтобы мы почувствовали вкус каждой лейбницевской монады Бытия. И в этом виртуозном обустройстве пространства Илья достойный собеседник таких мэтров, как Александр Бродский или участники группы «Синий суп». И совсем, однако, на них не похож.
Встретившись с Ильей, я не смог не порадоваться вслух за то, что будущее петербургского арта в надежных руках. Илья поблагодарил и, стесняясь, сказал: «Я, конечно, художник петербургский. Только живу теперь в Москве». Вот так.
Сергей ХАЧАТУРОВ, Санкт-Петербург--Москва