Время новостей
     N°199, 30 октября 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.10.2007
Закон и порядок
Министерство финансов начнет размещать свои пояснения по Налоговому кодексу в открытом доступе
Министерство финансов планирует размещать свои разъяснения по поводу применения статей Налогового кодекса на официальном сайте в Интернете. Об этом сообщил заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Сергей Разгулин на заседании Налогового клуба. Эксперты, правда, отнеслись к широкому жесту Минфина скептически.

Взаимоотношения налоговиков с финансовым ведомством уже несколько лет складываются непросто. После того как Министерство по налогам и сборам в 2004 году прекратило свое существование и превратилось в федеральную службу, подведомственную Минфину, возникла проблема субординации чиновников. Единственной инстанцией, имеющей полномочия разъяснять спорные моменты налогового законодательства, стало Министерство финансов.

Налоговики, потерявшие право разъяснять положения Налогового кодекса, все равно были вынуждены как-то комментировать свои позиции налогоплательщикам. А им, в свою очередь, гораздо проще обратиться за разъяснениями в ближайшую налоговую инспекцию, чем писать запрос в Москву в министерство. И хотя разъясняющие письма Минфина должны были «ставить точку» в спорных вопросах, возникающих между фискалами и налогоплательщиками, на деле после выхода разъяснений споры разгорались еще сильнее, поскольку у налоговиков практически всегда существует своя точка зрения.

С 1 января 2007 года действует прямое предписание, по которому налоговые органы обязаны руководствоваться исключительно разъяснениями Министерства финансов, а за недоимку, которая возникла в связи с тем, что налогоплательщик выполнял разъяснение Минфина, не начисляется штраф. Однако по-прежнему нередки случаи, когда налоговое ведомство напрямую игнорировало разъяснения Минфина, статус которых к тому же был не очень понятен, ведь разъяснения -- это не закон, обязательный к исполнению.

Путаницы добавляет и то, что сегодня публикация разъяснений Минфина идет выборочно, и налогоплательщик зачастую узнает о позиции финансового ведомства из средств массовой информации, добывающих неопубликованные письма и распоряжения чиновников. Чтобы исправить эту ситуацию, Минфин готов размещать все без исключения разъяснения на официальном сайте.

По словам Сергея Разгулина, для размещения разъяснений технически все готово и, возможно, первое разъяснение появится на сайте еще до конца октября. Первое время Минфин будет публиковать документы, адресованные налоговым органам, в дальнейшем -- конкретным налогоплательщикам, но без указания имени. Другие налогоплательщики, как заявил чиновник Минфина, также смогут пользоваться этими разъяснениями для своей конкретной ситуации. «Минфин стремится сделать все свои разъяснения открытыми и публичными для неограниченного круга налогоплательщиков», -- пояснил г-н Разгулин.

При этом, уточнил чиновник, налогоплательщики, пользуясь письмами Минфина, вовсе не гарантированы от претензий налоговых органов и должны помнить об этом. Ведь не всегда налогоплательщик может пользоваться разъяснениями, данными не ему. Чаще всего, по словам г-на Разгулина, налогоплательщики, применяя разъяснения Минфина, не полностью воспроизводят вопрос. И иногда выясняется, что эти разъяснения для них не применимы. То же самое и в суде: суд может принять во внимание письмо Минфина, а может и не принять, даже если у налогоплательщиков полностью совпадают условия финансово-хозяйственной деятельности.

Кроме того, налогоплательщикам при решении вопроса о том, воспользоваться ли разъяснением, необходимо обращать внимание на дату его издания и статус подписавшего лица. В частности, более позднее разъяснение отменяет ранее изданное, а более высокий статус лица, подписавшего разъяснение, позволит считать такое разъяснение приоритетным, отметил Сергей Разгулин. Кроме того, уточнил чиновник, Минфин не может отвечать на все запросы подряд -- в частности, на вопросы, как заполнить декларацию и в какие сроки уплатить налог, поскольку это задача налоговых органов. Также Минфин не отвечает на запросы, связанные с принятием решения о том, какую статью необходимо применить в конкретной ситуации. Эти запросы, по словам г-на Разгулина, необходимо адресовать в аудиторские, юридические и консультационные организации, для которых это профессиональная деятельность.

У представителей налогового консалтинга на эти слова оказался свой ответ. «Консультантов по налоговому праву, дающих советы компаниям по законной минимизации налоговых выплат, фактически приравняли к пособникам преступников, предусмотрев для них ответственность, вплоть до уголовной», -- говорит старший юрист компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Константин Сасов. А для чиновников, дающих неверные разъяснения предпринимателям, никакой ответственности не предусмотрено, напоминает он.

Кроме того, если публикация разъяснений Минфина будет поставлена «на поток», в законодательство необходимо будет вводить новые нормы -- к примеру, специальный порядок обжалования этих разъяснений.

Сегодня с обжалованием разъяснений Минфина ситуация очень туманна. По словам судьи Конституционного суда Гадиса Гаджиева, если документ, не соответствующий формальным признакам нормативно-правового акта, тем не менее содержит нормы права, которые фактически регулируют отношения, такой документ может быть оспорен в качестве нормативно-правового акта. «Если Минфин в рамках разъяснения фактически создает новую норму, то такое «разъяснение» может быть оспорено в суде как нормативный правовой акт», -- согласен с г-ном Гаджиевым старший менеджер «ФБК-Право» Алексей Яковлев. Если же разъяснение не выходит за рамки Налогового кодекса, такой документ не может быть оспорен как нормативный правовой акт, а оспаривание разъяснения по иным основаниям (например, как акта, нарушающего права налогоплательщика), по мнению г-на Яковлева, весьма проблематично.

Ирина СКЛЯРОВА
//  читайте тему  //  Налоговая реформа