Сегодня в португальском городке Мафра состоится 20-й саммит Россия--Евросоюз. Мероприятие совпадает с десятилетием подписания Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между Россией и ЕС, срок действия которого истекает в начале декабря. Разработать новый документ о сотрудничестве стороны не могут -- Варшава обиделась на российский запрет на импорт польского мяса и заблокировала переговоры. В преддверии саммита в Мафре верховный представитель ЕС по общей внешней политике и политике безопасности Хавьер СОЛАНА рассказал об отношениях с Россией корреспонденту агентства ИНТЕРФАКС Ольге Головановой -- специально для «Времени новостей».-- Удастся ли на саммите в Мафре продвинуться к запуску переговоров по новому СПС?-- Россия -- самый большой и важный сосед Евросоюза. ЕС и Россия согласны, что нам необходимо стратегическое партнерство, все наши усилия направлены на укрепление этого партнерства. Оно хорошо развивается -- мы должны это подчеркнуть, потому что за последние месяцы о наших отношениях было сказано много негативного.
Евросоюз надеялся запустить переговоры по новому договору ЕС и России на саммите в Мафре. К сожалению, это невозможно, так как нам все еще необходимо решить проблему российского запрета на поставку мясной и растительной продукции из Польши. Другой вопрос, требующий решения, -- задержки с поставками нефти из России в Литву по нефтепроводу «Дружба».
Но сегодня наши отношения настолько зрелые, что позволяют нам открыто и в позитивном духе решать подобные проблемы. ЕС рассматривает будущее вступление России во Всемирную торговую организацию как важный шаг, который укрепит наши экономические связи. Мы надеемся, что последние препятствия на этом пути будут скоро преодолены.
-- В России считают, что проект новой энергетической директивы, ограничивающей инвестиции в энергетический сектор стран Евросоюза, затрагивает российские интересы. Не считаете ли вы, что ЕС уменьшает и свои шансы на участие в энергетическом секторе России?-- Наши внутренние дебаты по этому вопросу еще продолжаются. Имеются интересные предложения. Россия как наш основной поставщик энергоносителей имеет свою позицию, и мы рассчитываем услышать ее на саммите. Она станет важным элементом дебатов в рамках ЕС. Логика наших предложений заключается в том, чтобы создать «игровое поле» для всех компаний, базирующихся как в ЕС, так и в третьих странах. ЕС и Россия в 2000 году запустили энергодиалог, который хорошо работает и позволяет нам развивать сотрудничество в энергетике.
-- Как функционирует система раннего предупреждения между ЕС и Россией на случай перебоев с поставками энергоресурсов?-- Мы надеемся, что принципы совместного механизма раннего предупреждения, согласованные на предыдущем саммите в Самаре (в мае. --
Ред.), могут быть окончательно оформлены на саммите в Мафре. Этот механизм станет важным инструментом нашего энергетического партнерства, так как повысит прозрачность и придаст предсказуемость нашим отношениям.
-- Пойдет ли ЕС на одностороннее признание независимости Косово?-- Косово -- это чрезвычайно европейский вопрос, и мы в Евросоюзе осознаем ответственность за поиск решения. Мы поддерживаем продолжающиеся переговоры Белграда и Приштины при посредничестве «тройки» (ЕС, Россия и США). «Тройка» уже добилась успеха на пути выработки общего подхода к этим переговорам.
Мы все еще надеемся, что переговоры будут успешными. Мы рассматриваем Косово как особый случай, который не имеет аналогов в мире с учетом особых обстоятельств. Имеется в виду процесс урегулирования под эгидой Совбеза ООН вопроса об окончательном статусе края.
-- Оптимистичны ли вы в отношении переговоров с Ираном? США, Франция, Великобритания все чаще высказываются за ужесточение санкций против Тегерана, идут разговоры о возможности военной операции...-- Меня попросили вести переговоры с Ираном как от имени ЕС, так и от имени «шестерки» посредников, в которую входят Франция, Германия, Великобритания, США, Россия и Китай. Мы придерживаемся принципа двойного подхода. С одной стороны, на Иран оказывается давление, в том числе путем санкций, введенных Совбезом ООН. С другой -- мы готовы возобновить полноформатные переговоры с Ираном, если тот выполнит требования Совбеза. Санкции СБ ООН основаны на статье 41 Устава ООН, которая не подразумевает ведение военных действий.
Наш подход заключается в том, чтобы показать Ирану: если он не намерен восстановить доверие к мирному характеру своей ядерной программы, мы готовы ввести санкции, которые сильно повлияют на иранскую экономику. Если же иранцы будут работать над восстановлением доверия, мы будем вести такие переговоры с Ираном, которые позволят не только решить ядерный вопрос, но и создать между нами абсолютно новые отношения, включая сотрудничество в технологической, экономической и политической области.
-- Как вы относитесь к планам США разместить элементы американской системы противоракетной обороны в Восточной Европе?-- Евросоюз прямо не вовлечен в вопрос о ПРО. Но мы приветствуем переговоры между США и Россией с целью выработки общего подхода. Мне кажется, что обе стороны очень серьезно относятся к этому вопросу. Договоренность о дальнейших действиях сыграет для европейской безопасности позитивную роль.