Экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский, как вчера объявили его адвокаты, получил официальное взыскание от администрации Читинского следственного изолятора, где он знакомится с материалами нового уголовного дела. Назначено оно ему было за неправильное положение рук во время прогулки -- держал их самый богатый арестант России не как положено, за спиной, а как обычный пешеход, вдоль тела. Администрация этот поступок расценила как грубое нарушение внутреннего режима СИЗО, чем фактически лишила заключенного и без того призрачных шансов на условно-досрочное освобождение (УДО).
По стечению обстоятельств случилось нарушение как раз в тот момент, когда г-н Ходорковский мог рассчитывать на подачу соответствующего ходатайства в суд. Взыскание он получил всего за десять дней до так называемого «экватора» -- так на языке осужденных называется половина срока, назначенного в качестве наказания, после чего они получают право претендовать на УДО. Вчера же исполнилось ровно четыре года с начала пребывания г-на Ходорковского в заключении.
«Обращаться в суд с ходатайством об условно-досрочном освобождении Ходорковский вправе, но это абсолютно бессмысленно, поскольку это взыскание станет непреодолимым препятствием для получения положительного решения», -- сказал адвокат Ходорковского Юрий Шмидт. В том, что взыскание вынесено администрацией по политическим мотивам, а не из любви к порядку, защита не сомневается. «У меня нет в этом ни малейшего сомнения. У властей существует неуверенность в полной подчиненности читинских судов. Ранее Краснокаменский суд уже признал незаконными три предыдущих взыскания, наложенных на Ходорковского администрацией колонии, а Читинский областной суд отклонил кассационную жалобу администрации на это решение», -- заявил г-н Шмидт. Вчера же он заявил, что защита будет оспаривать в суде очередное взыскание, как и предыдущие четыре, три из которых адвокатам удалось признать незаконными.
Первое взыскание олигарх получил в колонии ЯГ-14/10 города Краснокаменска (Читинская область) еще в декабре 2005 года. Нарушением распорядка администрация колонии посчитала то, что «ученик швеи-моториста Михаил Ходорковский» оставил рабочее место, чтобы сообщить мастеру или дежурному, что у него случились неполадки со станком. Следующее наказание Ходорковский получил в январе 2006 года. Пять суток содержания в штрафном изоляторе он «заработал» опять же за нарушение правил внутреннего распорядка. По словам его адвокатов, руководство зоны обвинило Ходорковского в том, что он хранил при себе документы, не предусмотренные внутренними инструкциями. Среди прочих бумаг у него были обнаружены два приказа и инструкция Минюста, касающиеся условий содержания заключенных и их прав. Документы эти Ходорковский получил официально и под роспись от представителя колонии. Однако позже администрация колонии почему-то сочла, что подобных документов заключенным иметь при себе все же нельзя.
Следующий раз в ШИЗО Ходорковский угодил уже в марте 2006 года.
На этот раз поводом стал стакан чая, выпитый им в неположенном месте. Из-за подготовки жалобы в Европейский суд заключенный Ходорковский был вынужден пропустить ужин (в рабочее время он исправно строчил на машинке) и, вернувшись в отряд около 9 вечера, решил «заморить червячка». Чаепитие в комнате совета отряда закончилось карцером. А в начале июня 2006 года г-н Ходорковский опять провел десять суток в ШИЗО за то, что у него нашли два лимона, которые не были учтены в описи переданных ему продуктов питания. Пункт 15 правил внутреннего распорядка колонии гласил, что заключенный не имеет права с кем-либо делиться личными вещами и продуктами питания. Соответственно администрация решила, что лимоны г-н Ходорковский получил от кого-то из арестантов.
Впрочем, все эти препирательства по большому счету являются не более чем борьбой за принципы. На свободу, даже если он получит право на УДО, г-н Ходорковский шансов выйти имеет мало.
Сейчас к передаче в суд готовится его второе уголовное дело, и по нему он может быть вновь арестован. В рамках это дела Ходорковский и его соратник Платон Лебедев обвиняются в хищении акций, принадлежащих государству, присвоении нефти и легализации 450 млрд руб. и 7,5 млрд долларов.