В напряженных отношениях между Тбилиси и Сухуми наметилось потепление. Вчера в Сухуми госминистр Грузии по урегулированию конфликтов Давид Бакрадзе после организованной миссией ООН встречи с главой МИД Абхазии Сергеем Шамбой объявил, что в знак доброй воли в субботу будут освобождены семь абхазских военнопленных.
Они были захвачены в горах Абхазии 20 сентября, когда грузинский спецназ проник в глубь территории непризнанной республики, окружил лагерь подготовки пограничников, застрелил двух инструкторов и взял в плен семерых солдат. Пленников поместили в грузинскую тюрьму и приговорили к двум месяцам предварительного заключения.
Этот инцидент вызвал критику со стороны Совета Безопасности ООН, рассматривавшего ситуацию вокруг Абхазии в середине октября. Россия резко осудила действия Грузии, увидев в них попытку обострить обстановку в зоне конфликта. Председатель комиссии парламента Грузии по восстановлению территориальной целостности Шота Малашхия заявил «Времени новостей», что выдача пленных вовсе не означает, что Тбилиси признает за собой вину в событиях 20 сентября: «Это именно проявление доброй воли, направленное на разрядку напряженности. Израиль тоже периодически амнистирует боевиков».
Абхазия прервала переговоры с Тбилиси в июле 2006 года
из-за ввода грузинских формирований в Кодорское ущелье. Сергей Шамба пояснил «Времени новостей», что его встреча с грузинским госминистром -- «это еще не возвращение Абхазии за стол переговоров». «Периодически возникает необходимость решать конкретные вопросы, которые препятствуют процессу урегулирования, -- сказал министр. -- Это ситуация в Кодорском ущелье, в Гальском районе. Мы готовы на этом этапе возобновить еженедельные встречи по оперативной обстановке». Такие встречи сторон при участии наблюдателей ООН и российских миротворцев в последние годы проводились в населенном пункте Чубурхинджи Гальского района Абхазии, преимущественно населенном грузинами, но также были прерваны в 2006 году.
Предыдущий визит госминистра Грузии по урегулированию конфликтов в Сухуми состоялся в декабре 2005 года, тогда этот пост занимал Георгий Хаиндрава. «Вот здесь, в моем кабинете, при участии спецпредставителя ООН мы договорились подписать на уровне президентов Грузии и Абхазии договор о неприменении силы и международных гарантиях безопасности, -- вспоминает Сергей Шамба. -- Потом Грузия отказалась от этого». Демонстрируя готовность к поиску компромисса, Шамба отошел от протокола и предложил Бакрадзе прогуляться по Сухуми. Они даже выпили кофе под пальмами на знаменитой набережной, что было запечатлено тележурналистами.
Абхазия и непризнанная республика Южная Осетия выступают за подписание мирных соглашений с Тбилиси, но Грузии эти предложения неинтересны. В среду поздно вечером в офисе ОБСЕ в Тбилиси безрезультатно закончилось заседание Смешанной контрольной комиссии по грузино-осетинскому урегулированию. Стороны не нашли общего языка. Тбилиси настаивал на международном контроле за Рокским тоннелем, связывающим Южную Осетию с Россией, -- в Грузии полагают, что по этому маршруту в непризнанную республику поступает вооружение. Цхинвали отверг эти упреки и предложил провести встречу грузинского и южноосетинского президентов, чтобы договориться о невозобновлении войны. В итоге на заседании СКК не удалось подписать ни одного документа.
После этого президенты Абхазии и Южной Осетии Сергей Багапш и Эдуард Кокойты созвонились и договорились о взаимопомощи. Сухуми и Цхинвали уверяют, что Грузия готовит вооруженные провокации против них в начале ноября, дабы отвлечь народ от внутренних проблем (напомним, что на 2 ноября в Тбилиси намечен крупномасштабный митинг оппозиции). Сергей Багапш заявил, что Грузия уже начала переброску в Кодорское ущелье дополнительных частей и военной техники.
Глава МИД России Сергей Лавров вчера сказал, что отказ Грузии «от провокационного курса в отношении Абхазии и Южной Осетии, который ведет к разжиганию военного пожара непосредственно на наших южных рубежах» будет способствовать и улучшению отношений Москвы и Тбилиси. «Срочным первым шагом должно стать подписание грузинской стороной с Сухуми и Цхинвали документов о неприменении силы и гарантиях безопасности», -- подчеркнул глава российской дипломатии.