Владимир Путин вчера днем прилетел в Лиссабон и из аэропорта сразу отправился в монастырь. Большой, красивый, разумеется, очень старый и сложенный из белого камня, он называется Жеронимуш и расположен в самом центре португальской столицы. Согласно протоколу президента России здесь встречал его португальский коллега Анибал Антониу Каваку Силва. Так началась вчера программа двухдневного визита г-на Путина в Португалию,
главной целью которого является участие в очередном саммите Россия--ЕС. Саммит состоится сегодня в небольшом приморском городе Мафра в 80 км от Лиссабона.
Путин три года назад уже был с рабочим визитом в этой небольшой стране с великим имперским прошлым. И, похоже, за это время в российско-португальских отношениях не произошло ничего такого, что потребовало нового визита. Тем более что в мае этого года Москву с официальным визитом
посещал премьер-министр Португалии Жозе Сократеш. Согласно кремлевской информации, "общее число российско-португальских компаний и СП не превышает десятка, причем большая часть из них работает с перебоями. Самое стабильное из них работает в Самаре, производит изделия из пробки». Правда, в последнее время есть сдвиги, российская фирма «Камов» выиграла в прошлом году тендер на поставку в Португалию шести вертолетов для пожаротушения. Возможно, повезет и фирме «Иркут», если ей удастся выиграть тендер для поставки четырех самолетов-амфибий Бе-200 для борьбы с лесными пожарами. Не слишком впечатляюще обстоит дело и с туристическим обменом: 16--17 тыс. туристов в год. Зато около 380(!) португальцев изучали в прошлом учебном году в восьми вузах и на частных курсах русский язык.
Но скудость экономического сотрудничества компенсируется председательством Португалии в Евросоюзе, и теперь ее очередь принимать российского лидера на саммите в Европе. В первой половине года саммиты проходят на российской территории.
Если судить по той дороге, что ведет из лиссабонского аэропорта в центр столицы, португальцы без экзальтации относятся к той высокой чести, что выпала на их долю, -- на шесть месяцев быть главными по ЕС. Во всяком случае по автотрассе не чувствуешь, что жители придают этому какое-то значение: ни флагов, ни принаряженных фасадов. Российский триколор обнаружился вчера только у стен самого монастыря Жеронимуш на площади Империи. Здесь уже была вполне праздничная атмосфера, топтались музыканты из роты почетного караула, тренировались перед торжественным проходом нарядно одетые юноши и девушки, контрактники из различных родов войск. И практически никаких других вооруженных сил. В городе совсем не чувствовалось усиленных мер безопасности по случаю приезда президента России. Одним словом, не Тегеран, никто здесь Путину явно не угрожал...
Впрочем, иранскую тему президенту все же пришлось затронуть на встрече с журналистами после беседы с португальским коллегой Аннибалом Каваку Силвой. Владимир Путин еще раз подчеркнул, что Россия выступает против введения санкций в отношении Тегерана, поскольку угрозы санкций и тем более боевых действий, по его мнению, «заводят ситуацию в тупик». Напомнив, что и проблема северокорейского атома еще недавно считалась патовой, президент отметил: «Опираясь на мирные средства, мы ее практически решили либо близко подошли к ее решению». «Думаю, что бегать, как сумасшедший, с бритвой и размахивать красным стягом не лучший способ для того, чтобы решать проблемы подобного рода», -- заявил он.
Что же касается двусторонних переговоров, то Путин отметил, что между Москвой и Лиссабоном «нет ни одной проблемы, которую следовало бы решать или которая бы омрачала двусторонние отношения». Президент России выразил надежду, что доброжелательная атмосфера в двусторонних отношениях с Португалией «передастся и предстоящему саммиту Россия--ЕС».