|
|
N°197, 26 октября 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Время закрывать «Культуру»
В ВГТРК происходят серьезные изменения
Мы крайне редко обсуждаем качество и последствия культурной политики. Только в связи с сенсациями -- кража в Эрмитаже, постановка «Детей Розенталя» в Большом театре, недавние суждения министра культуры о современном изобразительном искусстве. А вот рутинные и невидимые повседневные действия не попадают на сцену общественного внимания.
Заурядное дело. Тихо, спокойно, между делом внутренних менеджерских решений и, как обычно в таких случаях, «в связи с оптимизацией деятельности» сообщено о закрытии в скором времени радио «Культура». Заместитель гендиректора ВГТРК Сергей Архипов, объясняя суть начавшихся радикальных изменений всего государственного радиовещания, заявил: «Культура» -- безумно затратный проект, при том что число слушателей радиостанции крайне невелико из-за слабой системы распространения сигнала. Мы не можем и дальше позволять себе разбрасываться государственными деньгами» («Московские новости» от 5--11 октября). «А на той частоте, где вещает радио «Культура», мы, скорее всего, прекратим вещание...».
Вот и все. Решение принято в интересах самих радиослушателей и даже как бы от их имени. Журналистских расследований тут не ожидается, поскольку речь идет не о политике, жизни звезд, олигархах или большом футболе. Да и нет никакого способа обсудить действия владельца, особенно если это не частник, и посмотреть на проблему с другой стороны. Понятно, что идея перенести несколько программ «Культуры» на радио «Россия», где и без того есть аналогичные форматы, -- лукавая обманка, сопутствующая стратегическому решению закрыть станцию.
Сначала об аргументах, представленных Архиповым. Что значит «безумно затратный проект»? На радио «Культура» работает 50 человек, его расходы, включая огромное собственное производство и распространение сигнала, составляют 2,1 млн долл. в год, что совсем не дорого для FM-диапазона, ставки на котором растут ежемесячно. На недавно открывшейся, к примеру, «Сити-FM» занято 150 человек, на «Маяке» или радио «Россия» -- более 400. К этому следует добавить 200 тыс. долл. гранта, который Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям ежегодно платит за уникальные 132 студийные и нестудийные записи выдающихся концертов и исполнителей и 71 -- великих литературных произведений и спектаклей.
Архипов прекрасно знает, что еще два года назад Федеральная конкурсная комиссия по лицензированию телерадиовещания (ФКК) разрешила привлекать средства рекламы, если она касается любой культурной деятельности. На нее только в Москве сейчас тратится более 6 млрд долл. в год. Этим правом после ухода с радио «Культура» Александра Пономарева не воспользовались. Более того, «Культуре» было запрещено рекламировать собственную работу где бы то ни было, включая одноименный телеканал. Вы не найдете ни одного упоминания о ней ни на одном из дочерних предприятий ВГТРК. Это как если бы канал СТС игнорировал «Домашний», а НТВ бойкотировал «НТВ-Плюс».
У радио «Культура» есть шесть лицензий на вещание в больших городах -- огромный ресурс, который не освоен. ВГТРК сразу прекратила участие своего новобранца в конкурсах ФКК, поскольку «Культура» выигрывала везде, где участвовала.
Аргумент «слабой системы распространения». Сигнал вот уже три года идет со старой башни в Балашихе. Требовалась всего лишь политическая воля руководства ВГТРК и 100 тыс. долл. возвратных средств, чтобы, состыковав свои нужды с интересами связистов, решить эту заурядную для любых FM-станций проблему. Ведь в Санкт-Петербурге, где к «Культуре» власти относятся иначе, ее превосходно слышно.
Теперь о самой философии претензий: «Мы не можем дальше позволять себе закапывать государственные деньги в песок». Бывший президент «Российской медиагруппы», видимо, не знает, что задачи государства в сфере СМИ кардинально отличаются от целей бизнеса, где, естественно, главное -- прибыль. Здесь же медиа, сам эфир понимается как величайшее общественное благо, позволяющее не обслуживать уже имеющиеся потребности слушателя и зрителя, а, наоборот, буквально «выращивать» новые, более высокие побуждения и ценности. Кропотливо и терпеливо делать то, на что редко согласен бизнес, -- развивать человека, несмотря на стоимость этой работы.
Развитие -- это в первую очередь накопление потенциала (интеллектуального, эмоционального, нравственного), умение оперировать сложными смыслами. Приобретение самого интереса к творчеству и самостоятельному мышлению. Наша экономическая политика сейчас направлена именно на развитие, на инновации. Этого невозможно достичь вне «культуры, рост влияния которой -- это важнейший социальный и политический вопрос» (послание президента Российской Федерации Федеральному Собранию, 2007). Да, «Культура» -- затратная программа, но в этом и есть важнейшая миссия государства, берущего на себя ответственность не столько за массовые потребности, сколько за формирование продвинутого и общественно значимого меньшинства. Иначе -- тотальное вымывание, а затем и исчезновение элиты. Попросту говоря, катастрофа в конечном счете и экономическая.
О пресловутых рейтингах. Государство в лице ВГТРК финансирует телеканал «Культура», которым гордится вся страна, вне какой-либо связи с тем, что его рейтинг составляет менее 3%. Вот уже десять лет он сохраняет интеллектуальный потенциал нации, лучшие исторические традиции, моральную систему -- поддерживая все то, что принято называть качеством человеческого капитала.
Профессионалы прекрасно знают, что эта требующая колоссальных средств деятельность в принципе не может базироваться на рейтинговой технологии. Ведь увеличение аудитории в подавляющем большинстве случаев достигается как раз за счет упрощения, а не усложнения контента, превращения любого продукта, включая аналитические программы, в инфотейнмент, в развлечение. Для реализации этих целей как раз и существуют гигантские коммерческие медиахолдинги (46 радиостанций FМ-диапазона насчитывается сейчас только в Москве).
Когда во Франции (во всех европейских странах радио «Культура» финансируется государством) наметилась попытка, конечно, не закрыть, а только переформатировать такую станцию (ее рейтинг был 0,9%), возникли бурные дебаты, целое общественное движение. Было доказано, что качество аудитории в современном мире важнее рейтинга. Кроме того, известно, что уже начался интенсивный и неотвратимый процесс дифференциации аудиторий. Скоро уже нигде не будет величины в 10--13 пунктов, максимум 4--5. В этой ситуации и 1% для некоммерческой разговорной станции -- огромная доля.
Отвечая за перспективы, за общественные нужды, за развитие и обновление страны, именно государство в своем попечении будущего призвано не равняться на консервативное большинство. Тут необходимы совсем другие модели и приоритеты. Известно, что менее 4% населения -- работодатели -- кормят всех, а, скажем, в некоторых разделах науки или современного искусства вообще разбираются несколько сот человек. Но это не мешает им отвечать «за всю Россию», делая ее, в частности, признанным лидером среди мировых математических школ.
Закрытие радио «Культура» -- следствие недальновидного переноса бизнес-стратегии на государственное вещание. Об этом свидетельствует еще совсем не очевидный результат перехода «Маяка» на формат «тотального интерактива», «энергичного ток-радио» «оптимистично настроенных патриотов», говорящих на «четком, доступном языке». «В выходные дни мы можем позволить себе больше времени уделить культуре» (тот же Архипов в «Российской газете» от 12 октября). Но культурой нельзя заниматься исключительно в субботу и отчасти в воскресенье, да и пресловутый сигнал можно существенно улучшить без предварительной констатации смерти. Так что запрещение производить главное -- собственные программы, недавнее смещение руководства, запрет на пользование старыми записями Радиофонда, кардинальное сокращение бюджета, перевод вещания на повторы и в первую очередь уничтожение самостоятельности «Культуры» (теперь это рядовой отдел радио «Россия») свидетельствуют об изменении концепции государственной политики в этой сфере. Или, судя по тому, как не развивалась станция в минувшие три года, с самого начала существует какой-то специальный план? Под предлогом плохого сигнала закрыть ее немедля, хотя до конца лицензии остается еще полтора года, и только затем передать эту лакомую частоту кому-то другому. Интересно узнать, кому?
Даниил ДОНДУРЕЙ, главный редактор журнала «Искусство кино», член Федеральной конкурсной комиссии по лицензированию телерадиовеща