Недавно назначенный на пост начальника департамента нефтегазового комплекса Минпромэнерго Владимир Кузнецов призвал вчера «Газпром» и независимых производителей газа активнее инвестировать в геологоразведку. По его словам, это должно помочь нефтегазовому комплексу справиться со стагнацией добычи. Заявление г-на Кузнецова
выглядит достаточно странно, ведь российские компании обеспечены резервами на десятки лет вперед и в отличие от западных коллег, которым запасов действительно не хватает, в первую очередь испытывают проблемы с адекватностью госполитики в сфере налогообложения и со справедливыми правилами игры на газовом рынке.
Выступая вчера на Второй международной энергетической неделе, г-н Кузнецов посетовал на выработанность старых месторождений и выразил недовольство темпами освоения новых запасов. «В газовой добыче, как и в нефтяной, высокая степень выработанности месторождений, основная добыча газа ведется на 19 крупных месторождениях, -- подсчитал он. -- А существующие темпы разработки новых месторождений нас не устраивают, хотя динамика и лучше, чем в нефтедобыче. Мы хотели бы, чтобы газовые компании больше инвестировали в проведение геологоразведочных работ, эта задача будет ставиться перед «Газпромом» при рассмотрении его инвестпрограммы». По его мнению, в существующих условиях сложно наращивать темпы добычи нефти и газа, так как из-за выработанности месторождений на это приходится тратить слишком много средств, что снижает рентабельность этих работ. Представитель министерства пояснил, что речь идет о приоритете госполитики в сфере ТЭК, а не готовых документах по стимулированию геологоразведки. Хотя идеи поощрять компании за геологоразведочные работы, в частности налоговыми методами, имеются.
Участники газового рынка единодушны в своем мнении, что на фоне разговоров о важности геологоразведки ведомства так ничего и не сделали в этом направлении. «Дайте людям простой стимул -- «сквозные» лицензии на геологоразведочные работы и освоение найденных запасов, -- говорит представитель одной из компаний. -- Сейчас у участников рынка нет никаких гарантий, что тот, кто нашел, будет разрабатывать». А значит, смысла вкладывать десятки, а то и сотни миллионов долларов ни у кого нет. Особенно это касается частных компаний, поскольку у государственных, прежде всего «Газпрома», достаточно административных ресурсов, чтобы оставить находку себе. Минприроды грозится ввести «сквозные» лицензии как минимум три года, однако воз и ныне там.
Впрочем, есть мнение, что проблема слабого воспроизводства минерально-сырьевой базы компаний и вовсе является надуманной в нашей стране. Для западных компаний нормальный уровень обеспеченности запасами -- 12--15 лет, в США он зачастую не превышает 6--7 лет. «Газпром» со своими 29 трлн кубометров может добывать 60 лет, НОВАТЭК, даже нарастив добычу до 50--60 млрд кубометров, способен поддерживать ее в течение 20--25 лет, не утруждая себя новыми поисками. Запасов месторождений ЛУКОЙЛа в Большехетской впадине достаточно, чтобы поддерживать производство 25--30 млрд кубометров ежегодно в течение 30--40 лет.
В управлении информации «Газпрома» «Времени новостей» сообщили, что компания, несмотря на рост добычи, не только не сокращает свои запасы, а напротив, приумножает их. «Последние два года «Газпром» обеспечивал прирост запасов газа, превышающий ежегодную добычу, -- говорит наш собеседник. -- По итогам 2006 года прирост запасов газа за счет геологоразведочных работ составил 590,9 млрд кубометров, нефти и конденсата -- 58,8 млн тонн. В 2006 году открыто три газоконденсатных и одно нефтяное месторождение, среди них -- Чиканское месторождение с запасами газа по категориям С1+С2 около 100 млрд кубометров. Тенденцию опережающего прироста «Газпром» намерен удержать и в будущем».
Тем не менее проблема истощения действующих крупных месторождений существует. Добыча на газпромовских гигантах (за исключением введенного в 2001 году Заполярного месторождения) падает в совокупности на 25--30 млрд кубометров в год. Но дело, очевидно, не в недостатке резервов и неумении их восполнять, а в слабостях освоения имеющихся в распоряжении компании ресурсов. Однако курирующие отрасль чиновники на эту проблему тщательно закрывают глаза. У независимых производителей, напротив, имеется огромное желание наращивать добычу и как можно быстрее осваивать собственные ресурсы, но из-за монопольного рынка реализация этих решений целиком и полностью зависит от воли «Газпрома» допустить те или иные объемы в свою трубу. И призывами форсировать геологоразведку эти узлы не разрубить.