Железнодорожный съезд, открывшийся вчера в Кремле, привлек целое созвездие высокопоставленных ораторов. Там президент «Российских железных дорог» (РЖД) Владимир Якунин назвал вверенный ему вид транспорта «источником или предпосылкой» всего хорошего, что случилось в нашей стране за последние 170 лет. Непонятно зачем пришедший на съезд председатель правления РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс использовал площадку для того, чтобы витиевато подискутировать: с присутствовавшим г-ном Якуниным -- об инвестициях, а с отсутствовавшим мэром Москвы Юрием Лужковым -- о приватизации. Президент России Владимир Путин брал слово дважды: в начале заседания -- чтобы поприветствовать участников съезда, а в заключение -- чтобы пожелать им не забывать про здравый смысл.
Центральной темой обсуждения на съезде стала Стратегия развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года. Г-н Якунин доложил собравшимся, что ее проект, в целом одобренный российским правительством 6 сентября, предусматривает два сценария реализации (минимальный и максимальный) и два этапа (первый -- с 2008 по 2015 год, второй -- с 2016 по 2030 год). При этом РЖД делает ставку на максимальный вариант, сориентированный на инновационный сценарий развития страны в целом.
Задача первого этапа, сообщил г-н Якунин, -- это коренная модернизация производственной базы отрасли и снятие ограничений в пропускных и провозных способностях для того, чтобы обеспечить растущий спрос на грузовые и пассажирские перевозки. На этом этапе
с активным применением механизмов государственно-частного партнерства для реализации инфраструктурных проектов планируется обеспечить полную замену подвижного состава и технических средств с истекшими сроками службы на новую технику с высокой производительностью и низкой ремонтоемкостью. Износ основных фондов, который сейчас в среднем по магистральному железнодорожному транспорту г-н Якунин оценил в 59% (а по тепловозам и грузовым вагонам -- более чем в 80%), будет снижен в целом более чем на 15% (по подвижному составу -- еще больше).
Реализация второго этапа стратегического развития (2016--2030) должна кардинально повысить транспортную обеспеченность страны за счет динамичного расширения сети железных дорог, открыть новые перспективы развития перед регионами и отраслями экономики, стимулировать появление дополнительных точек экономического роста, отметил президент РЖД. Всего в результате реализации стратегии по максимальному варианту к 2030 году будет построено свыше 20 тыс. км новых железнодорожных линий, пообещал он.
Перед тем как изложить эти широкие и многообещающие перспективы, г-н Якунин счел справедливым обозначить роль, сыгранную железной дорогой в предыдущей истории России. «Не будет преувеличением сказать, -- заявил он, -- что за все 170 лет существования отечественного железнодорожного транспорта он был источником или предпосылкой всех значительных, «прорывных» успехов в жизни российского общества». Хотя в разные периоды этих почти двух столетий успехи России официально объяснялись другими причинами, вчера изложенная г-ном Якуниным новая теория о движущих силах исторического прогресса не вызвала споров среди делегатов.
Нечто похожее на спор или скорее даже на пари спровоцировал по другому поводу гость съезда Анатолий Чубайс. Он предложил г-ну Якунину, а в его лице и всей компании РЖД посоревноваться в привлечении инвестиций. Электроэнергетика, по словам г-на Чубайса, уже привлекла 482 млрд руб. частных инвестиций, и это еще не предел. «Я готов подписаться под цифрой 1 трлн руб., привлеченных в электроэнергетику... Я убежден, что этот показатель выполним», -- заявил председатель правления РАО, обращаясь к главе РЖД и вызывая последнего на «соцсоревнование».
«Я полностью поддерживаю этот призыв братской монополии. Спасибо за поддержку», -- среагировал г-н Якунин. Правда, чуть позже, на пресс-конференции после заседания, он отозвался об инициативе главы этой «братской монополии» более скептично. «Предмет соревнования не определен. В результате реформирования электроэнергетической отрасли прекращает свое существование РАО «ЕЭС». Мне с кем соревноваться?» -- посетовал глава РЖД.
Возможно, на его позицию повлияли слова президента России, который в своем заключительно слове затронул тему инвестиционного «соцсоревнования» между ЕЭС и РЖД. «Здесь Владимир Иванович (Якунин. --
Ред.) выступал, говорил о том, что собирается привлечь 4 трлн частных инвестиций. Анатолий Борисович (Чубайс. --
Ред.), говорят, до этого на триллион рассчитывал. Это неплохие показатели, и соревнование в общем в правильном направлении. Главное только, чтобы при этом не забывали про государственные интересы и про здравый смысл, а в целом, конечно, это в правильном направлении движение», -- внес ясность Владимир Путин.
А г-н Чубайс, напротив, слегка запутал слушателей витиеватыми метафорами, обращенными к его давнему оппоненту Юрию Лужкову. «Сегодня была затронута такая деликатная и даже интимная тема, как реформа частной собственности, и совсем «страшное» слово «приватизация», -- заметил он. «Дискуссия с мэром Москвы Юрием Лужковым по этому поводу у нас идет давно, -- говорил г-н Чубайс. -- Помнится, как Юрий Лужков сказал железнодорожникам о том, что «станцию под названием «Чубайс» мы уже проехали». Но злые языки поговаривают, что она находится на кольцевой железной дороге».
Возможность как следует обдумать эту глубокомысленную шутку железнодорожникам представится сегодня, на второй день работы профессионального съезда. Ведь существуют же предположения, что Анатолий Чубайс хочет после реорганизации РАО возглавить процесс реформирования «Российских железных дорог». И если они оправдаются, то изучение опыта развала "братской монополии" будет весьма кстати.