Американские планы размещения объектов противоракетной обороны (ПРО) в Восточной Европе могут стать одной из тем дискуссий на завтрашнем
саммите Россия--ЕС в португальском городе Мафра. Этот вопрос не включен в официальную повестку дня форума, однако он «может возникнуть, когда речь пойдет о европейской безопасности», заявил вчера спецпредставитель президента России по вопросам развития отношений с Евросоюзом Сергей Ястржембский.
Накануне глава Пентагона
Роберт Гейтс намекнул в Праге на возможность отложить введение в действие объектов в Польше и Чехии, если Россия станет сотрудничать с США по ПРО, а ракетная угроза со стороны Ирана окажется не столь актуальной. Однако президент Джордж Буш выступил с противоположным заявлением -- по его мнению, иранская ракетная угроза США и Европе станет реальностью в 2015 году, и потому системы ПРО надо разворачивать в Восточной Европе как можно скорее. Он призвал американских конгрессменов профинансировать сооружение радара в Чехии и батареи противоракет в Польше в полном объеме, ибо эти объекты удовлетворяют «реальную и срочную необходимость противоракетной обороны в Европе». Ранее американские законодатели заявляли о намерении урезать запрашиваемые на эти цели средства на 139 млн долларов.
Свои разъяснения дал вчера помощник госсекретаря США Дэниэл Фрид. «Мы не предоставим русским право вето, мы не будем спрашивать у России разрешения включить объекты ПРО -- этого никогда и не было в наших мыслях», -- заявил он журналистам в Берлине. Правда, г-н Фрид отметил, что США ныне демонстрируют больше желания, чем когда-либо ранее, обсуждать с Россией вопрос о ПРО. Примечательно, что именно заявления помощника госсекретаря США породили надежду на компромисс с Россией по проблеме ПРО. «Если Иран прекратит работы по обогащению урана, начнет взаимодействовать с международным сообществом и сменит тон, мы не сможем не принять этого во внимание в контексте проблемы ПРО», -- заявил г-н Фрид на прошлой неделе, намекая на возможность торга с Москвой.
Тем не менее, на словах предлагая России сотрудничать по ПРО, американская сторона пока не дала письменного ответа на предложения Москвы. Россия предлагает совместное с США использование существующей радиолокационной станции в азербайджанской Габале и сооружаемого аналогичного объекта в российском Армавире вместо планируемых объектов в Польше и Чехии. Вопрос ПРО недавно обсуждался подробно в Москве во время визита госсекретаря США Кондолизы Райс и министра обороны Роберта Гейтса, напомнил вчера в Харбине Сергей Лавров. «Мы расстались на том, что американские коллеги обещали передать нам на бумаге свои предложения. Ждем», -- добавил министр.
Глава комитета по международным делам Госдумы Константин Косачев в беседе с «Временем новостей» подчеркнул, что «размещение элементов ПРО на территории Польши и Чехии может привести к непоправимым последствиям», а Россия «будет вынуждена пойти на ответные меры симметричного или несимметричного характера». Российский парламентарий также напомнил об «известных настроениях общественности и населения соответствующих стран», протестующих против планов США. По мнению г-на Косачева, заявление Роберта Гейтса «можно приветствовать лишь как первый шаг в правильном направлении», поскольку призыв к России о сотрудничестве «не ясен, не конкретен и не понятен».
Помощник президента России Сергей Приходько полагает, что высказывания Роберта Гейтса «свидетельствуют о том, что американская сторона думает над поиском развязки». Однако и он напомнил, что Москва ожидает от американцев «детализированных предложений», а «без них давать полную оценку заявлениям министра обороны США преждевременно».
Директор российских и азиатских программ Вашингтонского института мировой безопасности Николай Злобин призвал не переоценивать значимость слов главы Пентагона. В беседе с «ВН» он отметил, что, «делая предложение России, Роберт Гейтс изначально исходил из того, что оно нереализуемо». «Сотрудничество Вашингтона с Москвой по проблеме ПРО означает российское согласие на американские условия по Ирану, на что Россия вряд ли пойдет. И даже если реакция Москвы окажется самой положительной, последующие консультации, учитывая опыт долгих дискуссий вокруг антииранских санкций, могут занять многие годы. И все это время США будут реализовывать свою программу ПРО», -- полагает эксперт.
По мнению г-на Злобина, последняя инициатива США -- это «пропагандистский выстрел, в основном рассчитанный на внутренних критиков администрации Буша». «Белому Дому необходимо найти очередной повод для реализации программы ПРО, -- считает политолог. -- На роль виновного подходит Россия -- мол, мы идем на уступки, делаем предложения, а Москва по-прежнему против ПРО. Вашингтон также хочет показать европейцам, что США готовы идти на компромиссы, а вот Москва этим компромиссам препятствует». Собеседник «ВН» уверен: «Максимум, что могут сделать США для России, -- это немного затормозить реализацию своих планов по ПРО. Однако инерция огромной американской политической машины такова, что все это так или иначе будет реализовываться».