|
|
N°15, 29 января 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Верхом на автобусе
«Сибал» въезжает в Питер
«Сибирский алюминий» в лице входящего в него холдинга «Руспромавто» одержал победу в борьбе за автобусный рынок Санкт-Петербурга над такими производителями автотехники, как итальянская Breda, шведская Skania и германский Mercedes. Всем этим гигантам автопрома администрация Петербурга в разное время «делала авансы», обещая заключить с ними договор на поставку техники. В итоге в конце прошлой недели договор заключен с Ликинским автозаводом (ЛиАЗ, Московская обл.).
Подмосковное предприятие в течение 2002 года поставит в Петербург 298 автобусов, что составляет примерно пятую часть от объемов производства ЛиАЗа, построившего в 2001 году 1560 машин. Общая сумма контракта составит около 600 млн руб., при этом стоимость одного автобуса не превышает 66 тыс. долл.
Из общей стоимости заказа лишь 200 млн руб. напрямую оплатил городской бюджет, оставшиеся 400 млн в виде кредита предоставил холдинг «Руспромавто». Об этом сообщили в городском предприятии «Пассажиравтотранс».
Автобусный парк Петербурга не обновлялся столь радикально с начала 90-х годов, а из 2300 городских автобусов около трети требуют скорейшей замены. Поэтому в «Пассажиравтотрансе» заявляют, что хотели бы поскорее списать все устаревшие автобусы и заменить их новыми. В 2003 году Петербург рассчитывает приобрести еще около 600 автобусов.
Борьба за питерский рынок автобусов шла с 1997 года, и никто не мог прогнозировать, что она завершится победой российского завода. В соревновании участвовали крупнейшие мировые производители автотехники. В частности, Breda Costruzioni Ferroviarie S.P.A. еще 4,5 года назад привезла в Петербург свои машины для испытаний и заявила о намерении наладить производство на площадях обанкротившегося Северного завода, на котором раньше производились комплексы ПВО С-300. Позднее итальянская компания переориентировалась на партнерство с оборонным холдингом «Ленинец», однако серийный выпуск автобусов так и не начат по причине отсутствия городского заказа.
Напротив, шведская Scania построила в Питере предприятие по сборке 100 машин в год, вложив в него 7 млн долл. Фирма также передала для испытаний городу три автобуса и ожидала подписания контракта еще в середине 2001 года. Но Scania не дождалась. Был готов к размещению своего производства в Петербурге и Ikarus, предложения Смольному делали Mercedes и Volvo.
Похоже, определяющую роль в выборе поставщика автобусов сыграла цена предложений. Импортные машины в два раза дороже отечественных. К примеру, Scania предлагала купить автобусы за 135 тыс., Breda -- примерно за 110 тыс. долл. При этом ЛиАЗ подчеркивает, что его продукция полностью соответствует европейским стандартам качества и экологическим требованиям. Автобусы оснащены двигателями Caterpillar. Впрочем, сам ЛиАЗ наряду с другими «автобусниками» тоже долго добивался получения петербургского заказа. Но подписание контракта состоялось только после включения предприятия в состав «Сибала».
Виктор МАТВЕЕВ, Санкт-Петербург