На днях молодежные движения стран Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) приняли решение о создании молодежной ассоциации. Идею о создании молодежного крыла ШОС подал год назад на ежегодной встрече с главами стран-участниц президент России Владимир Путин. Она понравилась как российской молодежи, так и "комсомолам" других стран. Четко сформулировать задачи молодежной ассоциации ее члены не смогли -- они пообещали это сделать через два года, когда будет готов устав. Однако круг задач все-таки определен: развитие культурных, спортивных и других социальных контактов между молодежью для поддержания «евразийского мышления». Каким он будет, евразийский комсомол, попытался разобраться корреспондент "Времени новостей" Кирилл МЕЛЬНИКОВ.Как рассказал «Времени новостей» член Молодежной общественной палаты (МОП) Дмитрий Гудков, полгода назад
на саммите ШОС в Китае был представлен проект создания молодежной ассоциации. Он был поддержан лидерами стран, и проводниками молодежной политики членов ШОС было дано принципиальное согласие на появление молодежного крыла, и вот сейчас евразийские комсомольцы скрепили подписями решение о ее создании.
Примечательно, что только российская молодежь будет представлена относительно разными движениями (В МОП и Российский союз молодежи -- именно эти организации будут представлять Россию -- входят молодежные крылья «Единой России» и «Справедливой России», а также других политических партий), в то время как в других странах -- членах ШОС, таких, как Китай, Таджикистан или Казахстан, вопрос о праве на жизнь мнения, отличного от мнения вождей, не стоит в принципе, поэтому их представители куда более идеологически выдержанны.
Когда состоится первый съезд уже полностью сформированной ассоциации, пока неизвестно. «Нам бы хотелось, чтобы это произошло в год председательствования России -- в 2009 году. Да и вряд ли получится сделать это раньше», -- сказал «Времени новостей» Дмитрий Гудков. За право председательствовать нашей молодежи придется побороться с молодежью Казахстана -- там очень хотят, чтобы молодежная ассоциация ШОС собралась в 2008 году, когда саммит ШОС будет проходить в этой стране.
Подъезжающих к месту проведения конференции гостей -- в одном из отелей на границе с Москвой -- встречал забор с двумя нарисованными свастиками. Главный вход во вроде бы приличный изнутри отель вообще был обращен на деревню с развалившимися домами и сохнущим на веревках бельем (картина, кстати, привычная для многих стран -- членов ШОС). Небольшая накладка у организаторов произошла и с изображением флага Таджикистана: нижняя зеленая полоса почему-то получилось черной. Вышло, будто в ШОС включили Египет.
На встречу с «шосовской» молодежью приехал спикер Совета Федерации Сергей Миронов.
«Надеюсь, молодежная ассоциация будет активно работать. Совет Федерации всегда открыт. Очень полезно создание закона о молодежи. У молодежи стран ШОС много важных тем: образование, работа, культура», -- сказал спикер.
Было очень интересно выяснить, как с молодежью работают в странах ШОС, политические режимы в которых, мягко говоря, неоднозначны. Тем более учитывая тот факт, что основной движущей силой бескровной "оранжевой революции" тоже были именно молодежные движения, что не могло не стать тревожным звонком для лидеров стран с жесткой вертикалью власти, а в ШОС входят только такие.
Члены делегаций непринужденно и раскованно общались друг с другом, что явно стоит занести в актив принимающей стране. Особняком держались лишь представители Киргизии, что несколько странно: режим в их стране по сравнению с другими самый либеральный. Несмотря на это, в кулуарах киргизскую делегацию называли самой «комсомольской». Я попросил рассказать ее членов о том, как у них в стране работают с молодежью. Заведующая отделом международных отношений и инвестиций департамента образования Киргизии Бермет Кенешова конечно же рассказала о том, что для Киргизии создание молодежной ассоциации очень важно, что это откроет новые горизонты для сотрудничества, появится координация с другими странами ШОС, поможет решить проблему неконтролируемой миграции.
Кроме того, г-же Кенешовой понравилась идея Молодежной общественной палаты, и она сказала, что, возможно, в скором времени что-то подобное появится и у нее в стране. Бермет Кенешова даже пожаловалась на то, что на молодежь в Киргизии отпускается не очень много денег, но она уверена, что эта ситуация в скором времени будет исправлена. А на вопрос о том, не боятся ли действующие киргизские власти, что молодежь может взбунтоваться, Бермет Кенешова сказала, что не допускает такого развития событий. «Мы работаем с молодежью не идеологически, а больше занимаемся социальными проблемами: спортом, образованием, культурой. Но у всех политических партий есть молодежные крылья. Однако мы стараемся контролировать развитие молодежи, чтобы не было дестабилизации в стране, чтобы не было терроризма и экстремизма», -- сказала г-жа Кенешова. Осталось добавить, что на протяжении всего нашего разговора выражение лица Бермет Кенешовой не менялось, а речь из ее уст лилась плавно, аккуратно и не сбивалась -- создавалось ощущение, что она просто рассказывала все наизусть.
Представители Таджикистана просили журналистов помочь им разобраться в громкой истории с избиением таджикских студентов милиционерами: милиционеров осудили, а практически сразу после этого у студентов в общежитии нашли наркотики.
Коммунистические корни способов работы с молодежью представители Таджикистана не скрывают: в стране в видоизмененной форме сохранились комсомол, пионерия, октябрята. "Работа с молодежью в нашей стране идет по остаточному комсомольскому способу: многое мы сохранили, но еще и приумножаем", -- сказал "Времени новостей" секретарь молодежного культурно-просветительского общества "Туран" Умед Джайхони. По его словам, в Таджикистане молодежь, в общем, аполитична, однако социально и экономически активна и при этом большое внимание уделяет духовному развитию в русле своей религии. "Вера и патриотизм -- характерная черта молодого поколения таджикского народа", -- считает он.
По словам Умеда, небольшая часть молодежи, близкая к власти, все-таки есть: она-то и ведет политическую деятельность, хотя комсомольское движение считается общественным. "В последнее время, -- рассказал г-н Джайхони, -- правительство серьезно взялось за молодежь: обратилось к молодежным кадрам. Нашему президенту Эмомали Рахмону понравилось выступление одной девушки, и он назначил ее заместителем руководителя госкомитета по делам молодежи и спорта. И это знаковое для молодежи событие". (Любопытно, что как раз в день нашей беседы эту девушку отстранили от занимаемой должности.)
Разговоры о том, что в Таджикистане жесткий режим, по мнению Умеда Джайхони, не соответствуют действительности. По его словам, например, запрет на пользование мобильными телефонами в учебных заведениях только для блага студентов. "Пусть не мешают преподавателям вести занятия", -- объясняет он. Пышные свадьбы (президент запретил собирать на них много родственников) тоже ни к чему. "Пусть молодые потратят эти деньги на свадебное путешествие или на бытовые нужды молодой семьи, либо отложат на образование детей", -- считает г-н Джайхони. Аполитичностью молодежи он объясняет и то, что молодежная среда не станет рассадником революции.
Опасность, по его мнению, таит в себе лишь практически неконтролируемая правительствами двух стран миграция. "Если руководству России и Таджикистана не удастся урегулировать вопрос о миграции, то в страну может хлынуть поток насильно депортированных. Они могут принести с собой неудовольствие государством", -- полагает он, категорически исключая повторение событий начала 90-х годов. "Навязанная таджикскому народу война 1992--1997 годов стала хорошим уроком и прививкой от насильственных методов решения социально-политических противоречий", -- убежден Умед Джайхони.
Словно в доказательство сказанных молодыми киргизами и молодыми таджиками слов о неконтролируемой миграции в отеле вели ремонт два гастарбайтера из стран Азии. Одетые в грязные спецовки, они со страхом поглядывали на своих соотечественников в деловых костюмах. Соотечественники же их совсем не замечали. Или делали вид, что не замечают.
На встрече присутствовали и представители стран-наблюдателей ШОС: Ирана, Индии и Пакистана. Ответить на вопросы корреспондента "Времени новостей" советник посольства Ирана в России Расуль Шаян пообещал после встречи с молодежью ШОС. «Мы должны послушать и сделать выводы», -- объяснил он. И эти выводы г-н Шаян после встречи действительно сделал. Он даже не забыл о своем обещании озвучить их и терпеливо ждал, пока закончится пресс-конференция «шосовской» молодежи, несмотря на то, что, как выяснилось, у него была уйма дел. «Хотя Иран и является страной-наблюдателем, мы будем прилагать все усилия, чтобы молодежная ассоциация работала. На следующей встрече, надеюсь, будет присутствовать и наша молодежь», -- сказал Расуль Шаян. Когда я попросил его рассказать про иранскую молодежь поподробнее, он пригласил приехать к нему в страну.
Как пояснил советник, работа с молодежью в Иране «проводится на высоком уровне», ведь она, молодежь, отвечает за будущее страны. «В вузах есть молодежные организации. Мы стараемся не терять молодежные кадры. Наш вице-президент возглавляет главную молодежную организацию нашей страны», -- рассказал г-н Шаян.
Когда корреспондент "Времени новостей" спросил его об идеологической работе -- вопрос, впрочем, учитывая политические реалии Ирана, не совсем корректный, советник разразился грозным монологом. «Враги тех или иных государств в первую очередь наносят удар по молодежи. Поэтому сегодня наш общий враг, враг Ирана и государств ШОС, и пытается нанести удар по молодежи», -- сказал советник и призвал защищать ее от таких ударов. Большое внимание, по его словам, в Иране уделяется спортивному и умственному воспитанию молодежи. «Посмотрите на списки призеров самых разных соревнований -- там неизменно присутствуют представители нашей страны», -- гордо заявил Расуль Шаян. Одна из главных проблем, по его словам, это наркотики, которые очень популярны в молодежной среде. Борьба с ними -- одна из главных задач стран ШОС.
В конце нашей беседы выяснилось, почему г-н Шаян так терпеливо ждал, пока я слушал ответы на вопросы, заданные в ходе пресс-конференции. «Я сам магистр журналистики и очень уважаю ваш труд», -- расплылся в улыбке Расуль Шаян.
Казахстанскую молодежь представлял отрекомендовавший себя самым молодым депутатом (поэтому, наверное, на его визитке есть даже номер icq) однопартийного межлиса Танирберген Бердонгаров. По его словам, в Казахстане молодежные отделения есть не только у единственной представленной в парламенте партии президента Нурсултана Назарбаева «Нур-отан», но и у оппозиционных партий. Однако никакой угрозы для государственности они не несут.
«Никакая «цветная революция» в нашей стране невозможна. Даже несмотря на то, что у нас много партий, конструктивной оппозиции нет. Рейтинг «Нур-отана» -- показатель признания народа, а не использования административного ресурса», -- уверен молодой депутат. По его словам, в стране действует принятый в 2004 году рамочный закон о молодежи. Однако по существу в каждой области решают все местные власти: если деньги есть, то для школьников и студентов, к примеру, разрешен бесплатный проезд на общественном транспорте. Но денег может и не быть, тогда им приходится платить. Однако к 2008 году должен быть разработан новый закон, который существенно улучшит ситуацию.
С китайской молодежью все, понятное дело, предельно ясно. Удивило лишь то, что главе китайской делегации на вид было никак не меньше лет 40. Наверное, это говорит о том, что в республике к такой важной работе, как воспитание молодежи, относятся очень серьезно. Представитель китайской делегации рассказал, что в стране существует знакомая нам молодежная коммунистическая система: из октябрят в пионеры, из пионеров в комсомольцы. Партия и правительство поощряют и другие молодежные организации, правда, если те «занимаются делами по правилам». «Хотя комсомол в стране считается и общественной организацией, он занимается совершенно конкретным правильным идеологическим воспитанием», -- сказал представитель китайской делегации.