|
|
N°196, 25 октября 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Психология лайт
Хорхе Букай. Письма Клаудии. Беседы психолога с юной подругой. Перевод с исп. Е. Матерновской. М.: И.Д. Мещерякова, 2007.
Аргентинский психоаналитик Хорхе Букай написал трактат по популярной психологии, выдержанный в форме переписки с некой воображаемой подругой. В качестве образца для подражания Букай использовал некую «Книгу об Оно», эпистолярное произведение терапевта Георга Гроддека, вышедшее в свет в 1923 году. Идея простая: большинство своих проблем человек способен решить сам, не прибегая к помощи аналитиков, невропатологов и психиатров. Важно только уметь задать вовремя правильный вопрос («пристрастие к банальному вопросу «почему» -- один из главных недостатков психоанализа») и знать азы элементарной диагностики. Понятны и причины, по которым аргентинский аналитик выбирает в качестве адресата девушку: по статистике представительницы слабого пола чаще и охотнее ложатся на психоаналитическую кушетку.
Букай написал для своей воображаемой Клаудии около полусотни писем, в которые умудрился уместить всю историю классического психоанализа и его многочисленных ответвлений, проиллюстрировав теорию сюжетами из собственной практики. Автор, много лет принимавший пациентов, наизусть знает темы, которые чаще всего поднимаются во время сеансов. Сперва Букай разбирается с понятием «память», артистично доказывая иллюзорность любого воспоминания. Потом помогает своей виртуальной пациентке избавиться от семейных и социальных предрассудков. Самое интересное начинается, когда автор приступает к разбору конкретных форм неврозов, подразумевая, что, во-первых, «невротик -- это тот, кто не получает удовольствия от жизни», а во-вторых, «невротиком в какие-то моменты жизни бывает каждый».
Книга Хорхе Букая слегка перегружена старомодными эпистолярными конструкциями, что не мешает автору жестко ставить перед своей виртуальной читательницей выбор: «дарить» или «одалживать», «я» или «маска я», «инфантильность» или «зрелость», «долг» или «желание». По сути, вся нехитрая драматургия этой полезной книжицы держится на противопоставлении в каждой главе неких крайностей и возможностей отклонения в сторону компромиссных вариантов.
Джулия Кэмерон. Золотая жила. -- М. Гаятри, 2007.
Джулия Кэмерон сделала блестящую карьеру журналиста, работая в The New York Times, Rolling Stone, The Chicago Tribune и других изданиях. Будучи замужем за Мартином Скорсезе, Кэмерон работала с ним над тремя кинофильмами, осваивая профессию кинорежиссера. Великим режиссером Джулия не стала, зато написала несколько бестселлеров, давая читателям полезные советы на тему того, как раскрасить творчеством серую повседневность.
«Золотая жила» -- продолжение первой книги «Путь художника». Очень смешные и полезные рекомендации, цель которых -- пробудить художника, который, по мнению автора, спит в каждом. Пешие прогулки, ведение дневника, утренние сочинения, лепка из глины и пение в ванной -- Джулия Кэмерон дает весьма оригинальные советы, которые не стоит воспринимать буквально, а вот прислушаться можно. Потому что суть ее советов сводится к очень правильным вещам, которые если и не откроют в читателе Пикассо, то уж точно поднимут настроение. К примеру, обзванивать знакомых с целью образования «творческого кружка» вряд ли необходимо, а попробовать себя в фотографии, рисовании или написании сказок очень даже полезно. Кому, как не жене великого режиссера, знать, каково это -- кусать локти и мучиться от мысли, что сам ты ничего стоящего в этой жизни произвести не можешь. «Помните, что живущий в вас скептик -- будто дракон у ворот. А за воротами хранятся сокровища, которые вы ищете. И чтобы попасть туда, в самое сердце, его нужно будет обойти или даже убить. Тем не менее скептик вам не враг, а всего лишь противник, который только делает вас сильнее. Каждый раз, когда вы справляетесь с сомнениями, отбрасываете умствования, чтобы испытать ту или иную технику на себе, а не анализировать ее, каждый раз, когда вы решаете действовать, а не теоретизировать, вы движетесь вперед».
Наталия БАБИНЦЕВА