Время новостей
     N°195, 24 октября 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.10.2007
Телемост? Дайте два!
Правые и левые хотят прямого эфира в президентском масштабе
Признаки незаконной предвыборной агитации усмотрели в «прямой линии» президента Владимира Путина представители двух политических партий, участвующих в выборной гонке -- КПРФ и «Союза правых сил». Желание восстановить попранную справедливость сплотило давних идеологических противников: не сговариваясь, юристы левых и правых подготовили жалобы в Центральную избирательную комиссию.

Сгоряча оппозиционеры пожелали, чтобы им тоже предоставили три часа бесплатного эфира для общения с избирателями. «Кандидат в депутаты Путин провел в эфире 1-го и 2-го государственных телеканалов больше 180 минут. Если исходить из рекламных расценок 100 тыс. долл. за минуту, получается 18 млн долл. Организация телемостов -- дорогостоящее дело, по оценкам экспертов, это стоило не меньше 4 млн долл., -- подсчитал в беседе с корреспондентом «Времени новостей» второй номер федерального списка СПС Борис Немцов. -- Это оплатила «Единая Россия» со своего избирательного счета?» Либо пусть оплатят, либо предоставьте другим партиям по два-три часа эфира. Хотя нам с Никитой Белых хватит и 20 минут, чтобы Путин проиграл выборы».

Завороженный виртуальными миллионами долларов, г-н Немцов упустил из виду следующий нюанс: период агитации в СМИ в эту избирательную кампанию начинается с 4 ноября, а до этого дня незаконна любая агитация, кто бы ее ни оплачивал. Впрочем, юристы СПС после некоторого размышления сочли агитационным только один отрывок телеэфира -- тот самый, где Владимир Путин объясняет, почему на парламентских выборах он согласился возглавить список «Единой России», и называет партию власти «ключевым элементом дееспособности парламента».

Это же место вызвало нарекания строгих арбитров от Компартии. «Президент использовал свое должностное положение для создания положительного образа «Единой России», -- заявил корреспонденту «Времени новостей» начальник юридического отдела КПРФ Вадим Соловьев. -- В то же время статья 46 закона «О выборах» говорит о том, что должностные лица не должны использовать свое служебное положение для агитации в СМИ».

Коммунисты тоже подготовили письмо в ЦИК, а заодно и на телеканалы -- с требованием эфира. При этом, по словам товарища Соловьева, лидер партии Геннадий Зюганов готов довольствоваться небольшим отрезком эфирного времени, по длительности аналогичным тому, в течение которого президент в агитационных целях создавал положительный образ единороссов. В случае отказа «красные» готовы идти в суд.

Юрист КПРФ выразил надежду, что «если не в российских, то в европейских просторах найдется орган, который рассмотрит ситуацию не с политической, а с правовой точки зрения». Г-н Немцов настроен более мрачно, но тоже полон решимости искать справедливость во всех инстанциях вплоть до заграничных.

Однако эксперты расценивают эти инициативы весьма скептически. В разговоре с корреспондентом «Времени новостей» заместитель генерального директора Центра политтехнологий Борис Макаренко признал, что за подобные выступления в российской практике снимали с выборов: «Такие прецеденты есть, самый нашумевший -- когда с губернаторских выборов в Приморье был снят Виктор Черепков за то, что выступил на «Эхе Москвы», причем в такое время, когда во Владивостоке все спали». Однако аналитик уверен, что во время «прямой линии» «президент был максимально корректен, старался не допускать прямой агитации». Корень всех бед г-н Макаренко видит в том, что понятие предвыборной агитации чересчур детализировано, а это дает массу оснований для судебных жалоб и придирок. Ну а борцам за думские мандаты эксперт советует поспорить «о том, чья программа лучше, а не о том, кто не смог соблюсти подпункт параграфа статьи такой-то».

Наталья РОЖКОВА
//  читайте тему  //  Выборы в России