Завтра в Лиссабоне состоится очередной саммит Россия--ЕС, и тема энергетического взаимодействия по традиции будет одной из ключевых. К тому же это будут
первые официальные российско-европейские переговоры после того, как в сентябре Еврокомиссия опубликовала третий пакет инициатив по реформированию энергетического и газового рынков ЕС. Одним из предложений было запретить компаниям из-за пределов союза покупать и владеть активами в сфере транспортировки энергоресурсов без специального соглашения с Брюсселем. Вчера в рамках Международной энергетической недели в Москве прошел первый раунд «специальных консультаций», как назвал встречу глава Минпромэнерго Виктор Христенко, между делегацией Еврокомиссии, российскими чиновниками и представителями «Газпрома» и РАО «ЕЭС России». По его итогам выяснилось, что на большинство конкретных вопросов о судьбе тех или иных проектов у европейцев ответа нет.
Комментируя встречу, г-н Христенко заявил, что механизм спецконсультаций с европейскими коллегами был запущен с целью обменяться мнениями и «быть услышанными». Он отдельно отметил, что «ЕС вправе принимать те решения, которые они считают необходимыми для организации жизни на своей территории, в том числе и в сфере энергетики». «Но трудно игнорировать тот факт, что Россия, как правильно отметил в своем выступлении г-н Пиебалгс (член Еврокомиссии по энергетике Андрис Пиебалгс. --
Ред.), поставляет 25% газа в страны Европы. И мы хотим, чтобы в связи с принятыми решениями проявились риски надежного энергоснабжения ЕС».
Помимо ограничения права иностранных компаний приобретать активы в сфере транспортировки энергоресурсов Брюссель требует полного (на уровне собственности) разделения этих видов бизнеса, то есть попросту продажи сетей. То же самое касается и газовых хранилищ, которые также являются частью инфраструктуры по газоснабжению потребителей. В качестве маленькой уступки оппонентам Еврокомиссия предусмотрела опцию не продажи, а передачи в управление независимому оператору. Кроме того, правительствам стран -- участниц ЕС, которые должны теперь обсудить и принять решение по радикальным методам развития конкуренции в электроэнергетике и газовом бизнесе, предложено согласиться с полной независимостью национальных органов, регулирующих энергетические рынки. И созданием наднационального энергорегулятора, который бы координировал эту деятельность на территории объединенной Европы.
Обо всех этих инициативах в Москве узнали из прессы. Прекрасно понимая, что часть инициатив направлена против экспансии на европейские рынки «Газпрома», российские официальные лица очень сдержанно комментировали брюссельские идеи. Газовый концерн, еще до публикации пакета заявивший, что надеется на взаимовыгодное сотрудничество и будет анализировать предложения партнеров, до сих пор хранит молчание. Видимо, не без основания полагая, что любое выступление может быть расценено как давление, а значит, может упрочить позиции сторонников инициатив. В то же время в странах Евросоюза существует серьезная оппозиция по предложенному пакету. Прежде всего речь идет о Германии и Франции, которые не собираются отдавать свой энергетический суверенитет Брюсселю и тем более делить "на части" свои энергоконцерны (особенно это касается французских государственных монополистов Gaz de France и Electricite de France).
Тактика «Газпрома» в целом работает. Сначала г-н Пиебалгс вынужден был признать, что новые правила (если будут приняты) не будут распространяться на новые стратегические проекты по импорту в Европу газа, в том числе и на газопровод «Северный поток», который должен быть построен к 2010 году. Хотя раньше были официальные заявления о необходимости выхода газодобывающих компаний из этого проекта.
Тем не менее глава департамента международного сотрудничества «Газпрома» Вячеслав Цыганков все же принимал участие в состоявшихся вчера спецконсультациях. И, как сообщил «Времени новостей» один из участников, даже задал вопрос о судьбе польского участка газопровода Ямал--Европа. Позднее Виктор Христенко рассказал о сути озабоченности «Газпрома». По его словам, газопровод был построен по межправительственному соглашению, и у российской компании в операторе проекта имеется значительный пакет (48%. --
Ред.), причем произошло это еще до того, как Польша вступила в ЕС. Но на вопрос, как быть с этим положением вещей в свете европейских инициатив, гости из Брюсселя, по словам г-на Христенко, ответили: «Надо думать».
Выступая на конференции, г-н Пиебалгс был вынужден защищаться. «Пакет не имеет целью ограничить российские инвестиции. Мы предлагаем не ограничивать их, а разделить транзит и поставки», -- утверждает он. Отвечая на вопрос журналистов о возможности уступок российским компаниям по данной проблеме, еврокомиссар отметил, что не видит необходимости в подобных уступках: «Я не думаю, что нам нужно идти на какие-то уступки, у нас никогда не было замысла ограничивать российские инвестиции». И порадовался, что реакция России на пакет предложений Еврокомиссии по реформе энергорынка была очень умеренной. «Главное здесь -- уменьшить политизицию вопросов энергетического сотрудничества, и я вижу, что с российской стороны делаются подобные попытки», -- считает г-н Пиебалгс.
Впрочем, г-н Христенко заявил, что разговор об уступках не идет, поскольку он некорректен. Главная «уступка» Брюсселя -- это сесть за стол переговоров и начать диалог по возможностям и рискам, которые могут породить эти инициативы. «Мы хотим быть активными участниками этого диалога», -- подытожил российский министр.